Запоминание — это запечатление воспринятого. Физиологическая основа запоминания — образование и закрепление в мозге новых временных нервных связей. От особенностей запоминания зависит длительность сохранения и успех воспроизведения запечатленного, т.е. память.
Существует произвольное и непроизвольное запоминание. Непроизвольное запоминание происходит непреднамеренно, без специальной задачи запомнить, занимает большое место в жизни и деятельности человека. Непроизвольное запоминание тесто связано с содержанием игр и деятельности ребенка.
У ребенка с нарушение речи в раннем возрасте наблюдается узкий круг предметов, их свойств, отношений, действий, состояний, запоминаемых непроизвольно. Малыш лучше запоминает то, что соответствует его интересам, мотивам, потребностям (т.е. яркие интересные игрушки, иллюстрированные книги, выразительные мультфильмы). Поэтому, когда малыш говорит невнятно и окружающие его трудно понимают — это результат слабых интересов, потребностей и мотивов к игровой деятельности, чтению, изобразительному творчеству, т.е. произвольного запоминания.
В процессе развития речи, умений и навыков у ребенка развивается круг интересов, потребностей и мотивы. Все это повышает возможности ребенка к непроизвольному запоминанию.
Непроизвольное запоминание играет значительную роль в учебной деятельности ребенка. Успешность непроизвольного запоминания учебного материала, усвоения знаний, читаемых сказок и рассказов зависит от понимания устной и письменной речи, способности к анализу и синтезу воспринимаемого материала, его сравнения с другими, ранее известными.
Поэтому, задержка развития словестной речи и связанные с этими особенностями мышления обуславливают менее полное и прочное непроизвольное запоминание.
Для успешного произвольного запоминания, происходящего в силу поставленной перед собой задачи запомнить так же, как и для непроизвольного запоминания крайне важна связь с мыслительной деятельностью ребенка выражающейся в применении специальных приемов:
а) составление плана запоминаемого материала;
б) его классификации;
в) систематизация;
г) сравнении запоминаемых объектов между собой и с ранее усвоенными;
д) опоре на наглядные образы.
Для обучения произвольного запоминания необходимо ребенка приучать, применять различные мыслительные приемы, обеспечивающие полноценное понимание материала. Для этого приучайте ребенка к играм психологического характера.
Для лучшего произвольного запоминания, запоминаемый материал может получать «яркую» опору в наглядных образах и представлениях. Это может подкрепляться разнообразными мыслительными приемами, такими как сюжетно-ролевые игры и инсценировки, драматизация, словарная работа, речевые игры, кроссворды, ребусы, загадки, работа с картинками и иллюстрациями к тексту, зарисовки.
Малыш любит лепить, рисовать, вырезывать, изготавливать поделки из бумаги. Используйте эти творческие моменты вашего ребенка в целях запоминания текстов и стихов. Читайте малышу и сказки и стихи, учите его отгадывать загадки и запоминание воспринятых впечатлений будет интересное и легкое.
Старайтесь читать как можно больше детских стихов, потешек, коротких сказок. Рассматривайте картинки, читая одну-две строчки, относящиеся к этой картинке. Сочетайте 3-и способа чтения:
1-й — читаем весь текст;
2-й — прочитать только картинки;
3-й — часть текста.
Покажите картинку и попросите малыша показать знакомые картинки и назвать то, что там нарисовано, если ему трудно, помогите. Поиграйте в игру «Кто, что делает?» — «заяц скачет», «колобок катится». Уделите внимание не только действиям, но и эмоциям — смеется, плачет, поет, удивляется. Подробно рассказывайте, что окружает персонаж, какие предметы у него в руках. Короткие стихи легко запоминаются. При прочитывании стихов несколько раз попросите малыша «помочь» вам произнести последнее слово. Делайте паузы в конце строки. Малыш любит подпевать (вначале мотив, затем запоминаются слова).
Чем ярче будет малыш представлять рассказанное и прочитанное, тем легче будет его запоминание.
Людмила Дереповская, логопед, сурдопедагог, дефектолог Центра развития и коррекции речи «Lalio»