Верхние, нижние, среднеплавные соединения, поворот на месте, закругления, крючок до середины, беспрерывное написание — это не темы для диссертаций, а простой урок письма в первом классе. И вот корпят над своими тетрадками вчерашние дошколята, выводят овальные, прямые линии под определенным единообразным наклоном, а родители ломают головы, как удержать хотя бы еще на пять минут ребенка за выполнением домашнего задания. И задаются вполне логичные вопросы. Зачем это надо? Не проще ли научить малыша в эпоху тотальной компьютеризации пользоваться клавиатурой и текстовым редактором? Ведь на компьютере быстрее, интереснее, легче, и самое главное, не надо заставлять, уговаривать, контролировать. Для чего мы учим ребенка писать от руки? Все мы видим наших детей в будущем умными, счастливыми, успешными. Поэтому чуть ли не с самого рождения малыша развивают рамки Монтессори, кубики Никитина, карточки Домана, английский язык с пеленок, математика и логика. Благо, в наше время есть чем заняться, на что потратить деньги, чем похвастаться перед знакомыми. Ребенок растет, и среди картинок, интерактивных программ, игрушек прорисовываются серые будни школьного обучения. Когда появляются режим, правила, требования, обязанности и ежедневная рутинная работа. Когда становится „ТРУДНО, не очень интересно, но НАДО». Надо рано вставать, ходить в школу, надо делать уроки, надо учиться читать, считать и писать. Чтобы быть образованым, грамотным, и самое главное, умным человеком.
Пишут не пером, а умом. Со времен первых наскальных рисунков до сегодняшнего дня письменность является важной частью истории человечества. С помощью письменной речи накапливаются и обобщаются знания, расширяются границы человеческого взаимодействия. А какое значение имеет письмо для каждого из нас? Зачем нам то, чему мы учимся на протяжении многих лет? Ведь писать не так то просто. Письмо — это сложная форма мыслительной деятельности, многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Процесс, включающий в себя большое количество операций. Сначала мотив, побуждение, задача : для чего, что именно, и в каком порядке. Дальше предложения делятся на слова, слова на звуки. Следующая операция — соотнесение каждого звука из слова с определенным зрительным образом буквы. А затем, с помощью движений руки буквы изображаются на бумаге. При этом каждая операция требует высокого уровня сформированности определенных функций. Слуховое различение звуков, правильное произношение, языковой анализ и синтез, чтобы делить слова на звуки. Зрительный анализ и синтез, пространственные представления, связь руки и зрения, развитая мелкая моторика рук, чтобы правильно записывать буквы. Сформированность лексико-грамматической стороны речи, чтобы делить предложения на слова, делать паузы между словами, и чтобы все предлоги и окончания были на своих местах. Сколько труда! Сколько усилий! Сколько требуется сил, энергии, умений! Как активизируется мозг и организм в целом! А еще есть правила, орфография, пунктуация, стилистика. В процессе письма, причем только в нем, формируется актуальное во все времена качество — грамотность (умение писать и говорить без ошибок).
Нет букв и грамматики — не учатся и математике. С каждым движением руки, с каждой новой написанной строчкой у маленького писателя образуется все больше связей между различными отделами головного мозга, что делает работу мозга эффективнее для выполнения в дальнейшем более сложных операций. Письменная речь — отличный тренажер для развития мышления в целом. Столкнуться с неизвестной до этого задачей, вникнуть в условия, искать пути ее решения, испытывать, апробировать, анализировать, синтезировать, делать выводы, применять полученные навыки в других областях, — вот какую полезную для развития работу проделывает мозг, когда ребенок пишет. Это бесценный, незаменимый опыт мыслительной деятельности.
Обучение письму — это еще воспитание усидчивости, силы воли, терпения, планирования своих действий — качеств, необходимых для лидера, успешного, востребованного в обществе человека.
Терпение и труд все перетрут. Да, учиться писать — это трудно, долго, не очень интересно. Да, процесс не обходится без ошибок, истерик, упрямства и нервных срывов у родителей. Как же помочь ребенку овладеть навыками письма, сделать так, чтобы все получилось?
Следить за своевременностью речевого развития малыша.
Правильное звукопроизношение, богатый словарный запас, грамотно оформленная устная речь — залог успешного обучения письму. На первых этапах ребенок обязательно проговаривает то, что он хочет написать. Трудности в произнесении могут стать серьезным препятствием для написания. Поэтому все дефекты речи необходимо исправить как можно раньше.
Развивать мелкую моторику рук.
Уроки чистописания, каллиграфии — это большая нагрузка для мышц руки. Поэтому начинать обучение письму необходимо, когда рука к этому готова. Этому могут способствовать пальчиковая гимнастика, рисование, лепка, работа с ножницами, аппликации.
Формировать пространственные представления.
Право, лево, верх, низ, повороты, положение предметов, деталей, элементов в пространстве относительно друг друга, ориентация на листе бумаги (правый верхний угол, начало строки, середина, конец) — знания и навыки, просто необходимые для того, чтобы не терялись, не путались, не скакали буквы по строчкам.
Организовать время для занятий.
Регулярность и систематичность выполнения упражнений вырабатывают у ребенка полезные привычки, когда трудное, нежеланное превращается сначала в привычное, а потом в легкое и интересное.
Хочешь узнать — учись. Хочешь дойти — иди. Делать то, что сложно, преодолевая трудности, преграды, самого себя — это единственный эффективный способ развития, обретения чего-то нового. Но гораздо легче и интереснее двигаться вперед, когда рядом близкий любимый человек, который точно знает, для чего это надо, и верит в то, что все обязательно получится.

Author

Write A Comment