Слух и слушание — это совершенно разные вещи. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности — исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы ребенка. Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.
У детей с нарушением слуха формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Задача взрослых научить ребенка слушанию, то есть умению ориентироваться в мире звуков.
Раннее начало коррекционных занятий позволяет развивать слуховое восприятие ребенка в тот период, когда происходит физиологическое созревание слухового анализатора. Миелинизация(1) зрительно-слуховых путей заканчивается к 2-3 годам.
Развитие анализаторов, в том числе и слухового, возможно лишь при условии постоянного поступления информации из внешнего мира. Для того чтобы начал функционировать и развиваться слуховой анализатор при нарушенном слухе, необходимо интенсивное педагогическое воздействие.
Развитие слухового сосредоточения
Развитие умения определять расположение источника звучания (барабана, гармошки, голоса), находящегося справа и слева, затем спереди и сзади, при постоянно увеличивающемся расстоянии. Каждая реакция ребенка на звук подкрепляется: повернув голову на звук, он видит яркую игрушку или мать, которая начинает с ним ласково разговаривать, берет на руки и т. д..
Дифференциация звучания игрушек
Развитие умения дифференцировать звучания игрушек (барабана и гармошки). При этом источник звука находится постоянно с одной и той же стороны от ребенка (гармошка, например, всегда звучит справа, а барабан — слева). Таким же образом можно учить ребенка дифференцировать мужской и женский голоса. Младенца побуждают смотреть вправо в момент звучания гармошки и влево — в момент звучания барабана. В результате у ребенка вырабатывается условный сочетательный рефлекс на звук и его направление.
Развитие неречевого слуха
— быстрые и медленные звучания барабана и голоса, при этом взрослый двигается вместе с ребенком в темпе звучания, покачивает его на коленях, хлопает ладошками малыша и т. п.;
— низкое и высокое звучание голоса, которое соотносится с конкретной игрушкой. Например, мама, показывая малышу большую собаку, имитирует лай низким голосом, при этом выражение ее лица сердитое, брови нахмурены. При изображении маленькой собачки мамино лицо становится добрым, а голос высоким;
— плясовая и колыбельная песни, которые сопровождаются движениями взрослого с ребенком в такт мелодии.
Различение длительности, темпа, слитности и громкость звучаний
Одновременно с дифференциацией звучащих игрушек ребенка учат различать и воспроизводить длительность, темп, слитность и громкость звучаний. Для этого организуются различные игры: машина (поезд, пароход) едет далеко (долго) и.близко (кратко) ; ребенок везет машину и произносит у _____ или у.у.;
— мишка (лягушка или др.) идет медленно и бежит; ребенок демонстрирует действие игрушкой и произносит: па_па_па_ или па-па-па-па;
— зайка (мишка, кукла) прыгает высоко; демонстрацию действия ребенок сопровождает громким произнесением звукосочетаний ПА-ПА-ПА; прыгает низко — тихое произнесение: па-па-па.
Восприятие на слух звукоподражаний
Вначале взрослый демонстрирует образцы звукоподражаний. Для этого он берет лошадку, показывает, как она скачет, и на расстоянии 0,7-1 м или на ухо (если работа проводится без аппарата) произносит голосом разговорной громкости прр. Затем, предлагая ребенку показать, как скачет лошадка, повторяет звукоподражание. Затем это же проделывает с собачкой (ав-ав-ав).
Различение на слух звукоподражаний
Работу по различению на слух звукоподражаний можно начинать так. У взрослого в непрозрачном мешочке (коробке) находятся 3-5 разных собачек и лошадок. Он достает одну игрушку, например собачку, подносит ее к своим губам так, чтобы игрушка их не закрывала, произносит ав-ав-ав, показывает, как собачка «лает», и ставит на стол. Затем достает другую игрушку, например лошадку, называет ее прр, демонстрирует, как она бежит, и ставит на другой конец стола. Доставая в разной последовательности следующих собачек и лошадок, взрослый называет их и учит малыша объединять собачек с собачками, а лошадок с лошадками. Затем он предлагает ребенку различать ав-ав-ав и прр слухо-зрительно (т. е. видя его губы и слушая). Взрослый в разной последовательности называет игрушки, а ребенок берет названную со стола и убирает в мешочек. Можно расставить по комнате несколько лошадок и собачек и говорить ребенку с естественным жестом: «Дай прр (ав-ав-ав)». Малыш должен принести взрослому названную игрушку. Когда он научится различать данные звукоподражания при слухо-зрительном восприятии, можно переходить к их различению на слух.
Замена звукоподражания полным словом
Долгое время в речи ребенка могут сосуществовать два наименования одной игрушки: полное и звукоподражательное. Ребенок соотносит произнесенное взрослым полное слово с предметом, а сам называет его звукоподражательно.
В слуховой словарь включаются двусловные фразы побудительного и повествовательного характера
Например, после того как ребенок вместе со взрослым поиграл с игрушками, его просят убрать их в мешочек или коробку. Так, при различении на слух пи-пи-пи и мяч перед ребенком находятся 3-4 разных мяча и 3-4 разные птички. Дается инструкция: «Положи сюда (слухо-зрительно, подкрепляя естественным жестом) мяч (на слух)». Название игрушек повторяется в разной последовательности. Таким образом, в течение занятия малыш воспринимает на слух каждое слово по 3-4 раза. Каждый раз, когда ребенок выбирает нужную игрушку, его просят ее назвать (как может). Постепенно малыша нужно научить сначала повторить за взрослым то, что услышал, а потом взять соответствующую игрушку. Нередко бывает, что ребенок, повторив звукоподрожание верно, берет затем не ту игрушку. В этом случае следует сказать малышу: «Нет, неверно, послушай, что я говорила»,- и повторить слово вновь на слух. Если и в этом случае ребенок ошибется, слово предъявляется слухо-зрительно, а затем опять на слух.
Выработка условно-двигательной реакции на звук
Эта работа предусматривает обучение ребенка умению реагировать на звучание неречевых сигналов и речи (слогосочетания, слова) определенным действием (например, собирать пирамиду). Прежде всего дети должны уметь по сигна лу выполнять то или иное действие (например, по поднятии флажка хлопать в ладоши, топать, нагружать машину кубиками и т.д.).
Дидактические игры
Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит — корректировать недостатки слухового восприятия.
Приведем примеры игр и упражнений.
Определи, что слышится
Цель: развитие умения прислушиваться и определять источник звука.
Содержание: взрослый предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой — тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.
Шумящие коробочки
Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.
Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).
Содержание: взрослый предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.
Колокольчик
Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик.
Содержание: водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Один из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.
Тихо и громко
Цель: различение музыки по громкости; соотнесение действий с силой звучания.
Содержание: дети встают в круг. Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку дети ходят на цыпочках, под громкую — топают ногами.
Варианты:
предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;
использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький — тихо;
на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;
на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую — узкие и более бледные;
кружком одного цвета обозначать громкую музыку, другого — тихую.
Какой музыкальный инструмент звучит?
Цель: различение звучания музыкальных инструментов.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись звучания детских музыкальных инструментов; набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов (для каждого участника).
Содержание: дети садятся за стол. Перед каждым участником — набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов. Детям предлагается прослушать аудиозапись звучания одного из них, а затем показать нужную картинку.
Двигаемся под музыку
Цель: различение звучания музыкальных инструментов; соотнесение движений с характером звучания.
Оборудование: барабан, гармошка, бубен.
Содержание: детям предлагается слушать звучание различных инструментов и выполнять задание: под барабан маршировать, под гармошку — танцевать, под бубен — бежать и т.д.
Ударь в бубен Цель: развитие чувства ритма.
Оборудование: бубен, набор карточек с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.
Содержание: на столе находится набор карточек и бубен. Каждому ребенку предлагается взять карточку и отбить бубном ритм, показанный с помощью полосок (длинные полоски — медленные удары, короткие — быстрые).
Движения под музыку способствуют развитию слухо-моторных координации, помогают ребенку воспринять ритм музыкального произведения, что в конечном итоге способствует ритмизации обычной речи, делая ее более выразительной.
Организация движений с помощью ритма развивает у детей внимание, память и внутреннюю собранность.
Хочется еще раз подчеркнуть, что работу по развитию слухового восприятия необходимо начинать в младенческом и раннем возрасте. Для малышей, с нарушением слуха, самыми главными учителями являетесь вы, родители. Вы находитесь с ребенком целый день. Учите ребенка реагировать на разнообразные бытовые шумы: стук в дверь, шум от работы бытовой техники (пылесос, миксер, дрель и т. д.), удар упавшего предмета, шум и сигналы транспорта, удары мяча о землю, пол, стену, скрип качелей, лай собаки и т. д. Эта работа не требует специальных занятий, она проводится в течение всего дня. Главное — быть внимательным, наблюдать за реакциями ребенка. В индивидуальном слуховом аппарате (и даже без него) он будет слышать многие звуки. Услышав, ребенок замирает, моргает, значительно реже пытается найти источник звука. Задача взрослого — постоянно показывать малышу, что звучит. Включен пылесос — ребенок реагирует на звук, но не понимает, что это. Взрослый подводит его к пылесосу, включает и выключает его. Если что-то упало, нужно показать это ребенку, сказав бах. На улице громко залаяла собака — показать ее, «полаять». Постепенно ребенок начнет прислушиваться к тем звукам, которые его окружают, радуясь знакомым и проявляя любопытство к новым. Удачи Вам и Вашим малышам во всех начинаниях!
МИЕЛИНИЗАЦИЯ, процесс обложения миелином нервного волокна в период развития организма . М. начинается у. зародыша на 5-м месяце внутриутробной жизни; отделы мозга миелинизируются не одновременно, а в известном закономерном порядке. Миелинизация слуховых и зрительных путей заканчивается примерно к 2 годам.
Статья подготовлена по материалам книги Шматко Н.Д., Пылымская Т.В Если малыш не слышит. — М.: Просвещение, 1995