Развитие речи ребенка — один из тех вопросов, который особенно волнует родителей. Вовремя ли начал говорить ребенок? Правильно ли он говорит? Соответствует ли уровень его речи рекомендованным нормам развития? Любое проявление у детей проблем с речью вызывает беспокойство у родителей и желание получить совет. Часто за таким советом обращаются и ко мне. Это нормально, когда ребенку уже 3 года, а он не говорит? Подождать, пока ребенок «выговориться», или пора идти к врачу? В чем причины задержки речевого развития?Итак, попробую вкратце изложить то, что мне известно. Прежде всего, необходимо понимать, что речь — это тонкий психический процесс, поэтапно формирующийся в первые годы жизни. Процесс формирования речи индивидуален и зависит от ряда факторов: социальная среда, психологический контакт с родителями, пол ребенка, функционирование головного мозга, физиологическое развитие и другие факторы. При развитии речевой функции необходимо различать развитие сенсорной речи (понимание и накопление пассивного словаря) и развитие экспрессивной речи (способность говорить).
Каковы же нормы речевого развития?
— уже в первые полгода ребенок способен не только слышать звуки, но и различать интонацию, самостоятельно воспроизводить гласные звуки: а-а-а, о-о-о, э-э-э, у-у-у. Это процесс «гуления». Речь, которую слышит малыш, служит для него сигналом к двигательной реакции. Это некий раздражитель, на который малыш реагирует поворотом головы, движением ручек, ножек.
— с 6-ти месяцев ребенок добавляет согласные звуки, соединяет их с гласными, совершенствует случайный лепет, пытается воспроизводить услышанные звуки.
— к 1 году ребенок знает и понимает примерно 200 слов, 10 произносит в облегченной форме. До определенного возраста число понимаемых ребенком слов намного превышает число произносимых. У некоторых детей этот период развития пассивной речи сильно затягивается. Ребенок и в 2 года может все понимать, хорошо выполнять просьбы взрослого, однако при этом не произносить ни слова. И все — таки речь при этом развивается. У таких детей переход к активной речи обычно происходит внезапно, и к 3 годам они могут перегонять в своем развитии тех, кто заговорил очень рано.
— принято считать, что к 2 годам ребенок должен уметь строить фразы и короткие предложения из 2 слов, использовать прилагательных и местоимения. Активный словарь составляет примерно 50 — 100 слов.
— в 2,5 — 3 года ребенок должен строить сложные предложения из 3 — 4 слов, задавать вопросы «что?» «где?» » «когда?». Ребенок знает свое имя, имена родителей, имитирует голоса птиц, животных, использует прилагательные.
— к 3 годам ребенок должен говорить предложениями, объединёнными по смыслу, употреблять правильно местоимения, активно использовать прилагательное и наречия. Словарный запас составляет 1000 — 1500 слов.
Допускаются отклонения в сроках у девочек на 2 — 3 месяца, у мальчиков на 4 — 5 месяцев.
Но иногда случается так, что развитие речи у ребенка запаздывает. Задержка речевого развития у ребенка — это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Надо понимать, что дети с задержкой речевого развития (ЗРР) овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно смещены. Многие родители абсолютно правильно поступают, когда обращают внимание на речевые задержки у детей. Очень важно помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, формирование межличностных отношений, а также развитие познавательных процессов (внимание, мышление, память, воображение).
Выделим некоторые важные причины задержки речевого развития у детей:
- Нарушение слуха. Если ребенок плохо слышит, то из-за этого возникают проблемы и с речью.
- Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывают все его желания по звуку или жесту, то у ребенка не формируется потребность в общении (выражать свои требования и эмоции словами).
- Генетическая предрасположенность. Медленное созревание нервных клеток в головном мозге, которая отвечает за речь. Часто в семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут так же поздно начать говорить.
- Завышенные требование к ребенку, настойчивое желание родителей немедленного повторения ребенком речи взрослого без создания игровой, эмоционально — положительной и комфортной атмосферы.
- Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, детям с ранним детским аутизмом.
- Алкоголизм родителей
- ЗРР может возникнуть в двуязычных семьях.
- Личные особенности ребенка. Развитие речи ребенка может зависеть и от темперамента:
— Ребенок меланхолик с пониженной возбудимостью, с невыразительной невнятной речью без эмоций. Такие дети начинают поздно говорить и их речь медленно развивается.
— Ребенок сангвиник — уравновешенный, с умеренной возбудимостью, речевая функция формируется в соответствие с возрастными нормами. Он говорит громко, понятно, правильно выделяет слова интонацией, мимикой, жестами.
— Ребенок флегматик отличается от сангвиника немного замедленной реакцией. Такие дети быстро обучаемы. Они спокойные, уравновешенные, но мало эмоциональны.
— Ребенок холерик — сильный, эмоциональный, с повышенной возбудимостью, с неустойчивыми эмоциями, бывают сверх эмоциональны.
- Пол ребенка. Бытует мнение, что мальчики начинают говорить позже девочек. Хотя официальная медицина спорит по этому поводу, но, тем не менее, в быту даже многие врачи придерживаются этой теории.
- Поражение или заболевание головного мозга (травмы головы, падения, гипоксия, инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов или первый год жизни).
- Психологические травмы. Вследствие стрессовых ситуаций, испуга, у ребенка может возникнуть заикание.
- Ребенок левша или правша. Не даром правое и левое полушарие отвечает за те или иные функции рук, ног, памяти и мышления.
- Слишком быстрый темп речи взрослого. Ребенок не успевает понять смысл и выделить отдельные слова. И поэтому часто ребенок выбирает позицию молчания.
Когда родителям нужно «бить тревогу»?
1. Примерно к 8 месяцам ребенок должен активно произносить различные звуки «а-а-а-а» «м-м-м-м», он следит за губами взрослого, пытается подражать. Если такого не происходит, есть повод обратится к невропатологу.
2. Если ребенок к 1 году не оборачивается на звук, речь, обращенную к нему, а для привлечения внимания к себе использует плач. Малыш в этом возрасте должен понимать значение некоторых слов.
3. Если у малыша к 1,5 годам трудности с пережёвыванием и глотанием пищи, если он давится даже маленьким кусочком.
4. Если в 1,5 года ребенок не может на слух различать предметы и выполнять задания по картинке («где уточка?», «где носик?», «где мяч?»).
5. Если в 1,5 — 2 года ребенок не может понять и выполнить простую просьбу взрослого («принеси машинку», «дай лопатку», «возьми ведерко»).
6. Если в возрасте 2 — 3 лет дети не могут произносить отдельных слов и простых фраз («мама дай», «пойдем гулять», «хочу пить»).
7. Если к 3 — 4 годам большинство звуков произносится неправильно, ребенок говорит слишком быстро, глотает окончание слов или наоборот, говорит очень медленно, хотя в окружении ребёнка никто так не разговаривает. Также, должно насторожить, если ребенок не строит собственную речь, предложения, если он вместо своих фраз лишь повторяет сказанное взрослыми.
8. Если у малыша в любом возрасте постоянно открыт рот, повышено слюноотделение, не связанное с появлением новых зубов.
Задержка речевого развития у детей диагностируется в возрасте 3 — 4 лет, когда речь хорошо развита. Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного заключения специалистов: невропатолога (или невролога), психолога, логопеда и др. В целом, можно сказать, что возрастная задержка развития речи до 3 лет не является непременным признаком заболевания. Тем не менее ребенок должен быть обследован врачами если он к концу 3 года не начнет говорить.
Прежде чем начать лечение необходимо выяснить причину, по которой произошла задержка развития речи. Пока специалисты выясняют возможные причины задержки речевого развития, Вы, уважаемые родители не надейтесь что проблемы уйдут с возрастом. Начинайте действовать! Прежде всего постарайтесь создать мотивационную среду для развития речи, эмоционально поощрять ребенка за успехи, стимулировать желание ребенка общаться.
Активно играйте с малышом в пальчиковые игры, потому как в коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и мелкой моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше и ее развитие как бы стимулирует развитие речи. Вот поэтому, развивая мелкую моторику у ребенка, мы помогаем в развитии его речи. Дома необходимо иметь всевозможные конструкторы, пазлы, рамки — вкладыши, мозаики, игрушки — шнуровки и т.д. Играйте с малышами в подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движения, а также игры, в которых движение сопровождается речью.
Очень важно развивать слуховое восприятие, особенно фонематический слух. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание, они не умеют, сосредоточится, часто отвлекаются, плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих. Необходимо развивать и зрительное внимание. Все виды деятельности обязательно сопровождать специально подобранным речевым материалом. Разговаривайте с малышом не с высоты своего роста, а на уровне его глаз. Задавайте ребенку вопрос и первое время отвечайте на него (где нос? — вот нос!, как сказала коровка? — му! ). Когда у ребенка появится речевая активность, ему предлагают различные речевые игры, в ходе которых малыш сам начинает повторять слова, а затем и фразы.
Не отчаивайтесь! Мотивируйте ребёнка! Двигайтесь дальше! И самое главное — не запускайте ситуацию, ведь всё ещё можно изменить!
Литература:
1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения
2. Елецкая О.В., Вороница Е.Ю. День за днем говорим и растем.
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)