Слышать, чтобы говоритьСлышать, чтобы говорить«Речь- это повозка, в которой едет мышление» «Плохо говорит…», «Заменяет многие звуки речи на другие…», «Пропускает звуки, слоги…», «Во рту будто каша…», «Глотает окончания слов», определённые трудности в согласовании (5 стулов) – типичные жалобы, с которыми родители обращаются за помощью к специалисту. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна. И носит она фонематический характер. Всё в психическом развитии ребёнка начинается с органов чувств. Для речи основным из них является слух. Наличие физического слуха является необходимым условием для нормального овладения речью. Состояние физического слуха зависит и от состояния самого уха (периферия), и от нерва, который соединяет ухо с головным мозгом (проводящий нерв), и от тех клеток в самом мозге, где проводящий нерв оканчивается (нейросенсорная зона). В последующем ведущая роль принадлежит уже не физическому, а разным видам так называемого речевого слуха. Маленькие дети очень хорошо подражают неречевым звукам: гудкам, стукам, голосам животных. Это объясняется тем, что у них рано и активно созревает правое полушарие. Первые слова дети говорят, подражая взрослым, по тому же принципу, по которому подражают неречевым звукам. В этом участвуют уже оба полушария мозга – и правое, и левое. Затем из этих неречевых звуков благодаря работе мозга вычленяются составляющие, которые полезны для речи и запоминаются преимущественно левым полушарием. Правое полушарие, которое действует первым, должно шаг за шагом отступать, пропуская вперёд левое. Левому предназначено стать главным, доминантным у взрослого человека, в том числе и речевым. К трём годам ребёнок имеет достаточно большой объём слуховых впечатлений, но он не умеет ещё управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки: по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки есть «речевой слух» - которая не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: её необходимо целенаправленно развивать. Центральные нарушения слуха отоларингологи не лечат - это патология неврологическая. Без обследования на специальных приборах невролог не может поставить верный диагноз. Поэтому ребёнку могут быть поставлены такие диагнозы, как «задержка речевого развития», «минимальная мозговая дисфункция (ММД)», «синдром дефицита внимания». В результате ребёнок может остаться без правильного лечения и коррекции. Даная патология может иметь положительный исход только при взаимодействии группы специалистов: невролог, психолог, дефектолог, родители. Чем скорее будет выявлено нарушение слуха и начато лечение ребёнка, тем менее выраженными окажутся вредные для развития ребёнка последствия.
|
Наш блог
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03
Популярные тегиНаш адресг. Харьков Запись на первичный приём: |