Рождение звука, слова, фразы — волшебство, которое происходит с нами ежечасно, ежеминутно, поэтому кажется таким простым, незаметным. Вдох, выдох, подача голоса, язык вверх или вниз, губы вперед или в улыбке. Звук за звуком, слово за словом — все быстро, легко, все в строгом подчинении нашим желаниям, нашим замыслам. Шаг за шагом, в определенном ритме, на полном автоматизме. И вдруг споткнулись! Обидно, непонятно, немножко страшно. Но ничего, двигаемся дальше, набираем обороты. Вдох, выдох, подача голоса, язык вверх… И снова, досадная запинка. Так будет всегда? Что с этим делать?
Нервная система в легкой панике, но со временем приспосабливается, речь с запинками становится привычной. А вот избавиться от этой привычки — настоящая проблема, которая волнует людей на протяжении многих тысячелетий. Начиная с Демосфена, читающего вслух на фоне бушующего моря, заканчивая современными методиками, которые строятся на последних достижениях в медицине, педагогике, психологии. Умные тети и дяди долгие годы ломают головы, строят гипотезы, ставят эксперименты, пишут книги, диссертации, в которых много умных слов и названий, типа логоневроз, и т.д. А что делают простые мамы и папы, у которых любимое чадо вдруг стало запинаться на каждом слове. Сначала удивляются, потом сердятся, потом волнуются, а потом начинается карусель по разным бабкам, врачам, специалистам. Все что-то знают, все что-то советуют, все пытаются помочь. Иногда помогает, иногда нет. Иногда все проходит само, иногда задерживается надолго. С одной стороны, изучено практически все, с другой стороны, никто не в чем не уверен. Сколько противоречий! Сколько парадоксов! Но от этого совсем не легче. Хочется определенности. Тогда поговорим об очевидных фактах.
Заикание — системное нарушение, требующее комплексной коррекции.
Известно точно, что заикание — это нарушение темпо-ритмической стороны речи, связанное с судорогами мышц речевого аппарата.
Судороги (сокращение мышц там, где не надо)- результат нарушения деятельности нервной системы. Закрепляются запинки судорожного характера в речи на фоне повышенной тревожности, эмоциональности, впечатлительности.
При всех формах заикания (невротическое, неврозоподобное), в разной степени страдают нервная система, психика, речевой аппарат. Поэтому решить проблему можно только в тесном сотрудничестве с логопедом, неврологом, психологом.
Не все запинки в речи являются заиканием.
Речевое развитие не всегда проходит гладко. Системы, отвечающие за речь, развиваются с разной интенсивностью, с разной скоростью, поэтому иногда случаются сбои, нестыковки, запинки. Такие запинки не имеют никакой неврологической подоплеки. Это запинки несудорожного характера. Это временное явление, и если нет никаких сопутствующих негативных наложений (стрессы, страхи, неправильное отношение окружающих людей), эти трудности успешно, без последствий преодолеваются. Проблема в том, что отличить такие «фокусы развития» от запинок судорожного характера, которые являются серьезным поводом для срочной коррекционной работы, достаточно сложно, и доступно только специалисту.
Чтобы помочь преодолеть речевые запинки малышу, необходимо что-то менять во взаимоотношениях с ним.
Если запинки в речи сохраняются у ребенка на протяжении 3 месяцев и дольше, значит, существует какая-то дисгармония речевого развития — слабость мышц артикуляционного аппарата, нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя, бедность словарного запаса, задержанное, или, наоборот, слишком интенсивное развитие речи. Или же есть серьезные проблемы в общении малыша с окружающими людьми — ускоренная, невнятная, неплавная речь взрослых, перегибы в воспитании (слишком требовательное или потакающее отношение), постоянно действующие стрессовые или психотравмирующие ситуации. Выяснить, что именно провоцирует закрепление запинок в речи, вовремя обратиться за помощью, попытаться изменить себя, свои взгляды, отношения с малышом — главное условие успешной коррекционной работы, которое могут выполнить только самые близкие ребенку люди — родители.
Для заикания характерно раннее начало и волнообразное течение.
Проблема заикания возникает обычно в период становления фразовой речи малыша. Это возраст от двух до пяти лет, когда интенсивно развивается именно речевая функция, когда она наиболее уязвима.
Со временем запинки могут проходить сами, речь становится плавной. Но при любых эмоциональных событиях (как негативных, так и позитивных) происходит срыв, запинки возобновляются с новой силой. Такая история может длиться до тех пор, пока не стабилизируется работа нервной системы, и речь малыша не достигнет достаточно высокого уровня развития, где-то к 6-7 годам.
Этот сложный период времени дается родителям, чтобы научиться принимать ребенка таким, какой он есть, понимать его чувства, осознать, насколько необходимы ему родительская любовь и внимание, работать над собой, над своей речью, чтобы быть лучшим образцом для подражания, стать единым целым с малышом в тяжелой борьбе за возможность говорить без запинок. Это единственный верный путь к победе, к счастью свободного речевого общения. И эта победа будет общей, будет символом всемогущей любви и веры.