Подумайте о своем детстве… Какое Ваше самое раннее детское воспоминание? Вы катаетесь на санках, на качелях, упали и разбили коленку, сидите в песочнице или Вас ругают родители? И скорее всего Вам 3 года? Интересно, что 75% людей, к своим первым детским воспоминаниям относят воспоминания раннего детства, т.е. возраста от 1 до 3 лет. Почему же мы ничего (или почти ничего) не помним до этого возраста? Все дело в том, что именно в этом возрасте мы по-настоящему познаем мир. Детское развитие скачкообразно. Есть некий «толчок», который как-бы задает развитие, через некоторое время происходит следующий «толчок» и т.д. Когда мы говорим о раннем детстве, мы имеем ввиду два таких «толчка»: кризис первого года жизни и кризис 3-х лет.

            Кризис 1-го года жизни. Это тот «толчок», который переводит нас к следующему этапу развития. Это переходный период от младенческого возраста к возрасту раннего детства. Почему это кризис? Потому что ребенок уже очень хочет познавать окружающий мир, но у него нет достаточно возможностей для этого. Он не может достать все, что хочет, не может что-то поймать, догнать, т.е. ребенок хочет, но не может! Вот что мы, взрослые дяди и тети, делаем, когда у нас что-то не получается? Бывает мы злимся, нервничаем. Так и дети, они злятся, нервничают, только выражают они это по-другому. Так же дети нервничают, когда родители не понимают их, их желаний, слов, жестов, или понимают, но не выполнят то, что хотят дети. Кроме аффективных реакций, ребенок проявляет еще и непослушание. Оно выражается в том, что ребенок с упорством начинает повторять те действия, которые родители запретили ему выполнять. И что же делать, спросите Вы? Дорогие родители, все очень просто: терпение и выдержка. Позвольте ребенку узнавать окружающий мир, дайте ему проявлять свою самостоятельность. Это как раз то время, когда это нужно. Иначе в будущем есть вероятность, что вы не добьетесь от ребенка никакой самостоятельности. Не нужно его уж очень сильно контролировать. Конечно, вы родители, переживаете за свое чадо, и вы знаете, например, что землю есть нельзя, облизывать дерево нежелательно и бежать за собакой тоже не стоит, но ребенок этого не знает и не узнает, если не попробует. Конечно, есть вещи, от которых ребенка нужно оградить, но знать границы тоже нужно. Дайте ему лизнуть ножку стула, найдите терпеливую и любящую детей собаку, пусть ребенок подергает ее за хвост. Требует ложку и хочет есть сам? Дайте ему ложку, оденьте его в ту одежду, которую не жалко будет запачкать кашей, и сами тоже переоденьтесь. Да, сам ребенок, стены и даже Вы можете быть в каше, но уж пусть лучше так, чем в 5 лет Вы все еще будете кормить его с ложечки. Ну а если Вы уже что-то запрещаете ребенку, запрещайте всегда, при любых обстоятельствах, и родственников тоже предупредите, что Вы что-то запрещаете. Требования должны быть последовательными! Если Вы запрещаете есть конфеты до еды сегодня, запрещайте и завтра и послезавтра. И пусть остальные члены семьи тоже запрещают.
            Кроме того, стоит отметить, что в этом возрасте есть несомненный, огромный плюс. Ребенок начинает говорить! Правда говорит он на своем языке. Но это уже первый шаг! Да, и не ждите, что ребенок начнет говорить все сразу и предложениями! Речь годовалого ребенка отличается по звуковой форме и смыслу, но по звучанию напоминает взрослую речь. Это могут быть совсем странные и непохожие слова, например, «потяпа» — читать, или слова-обрывки («ка» — каша), или искаженные слова («тити» — часы) или же звукоподражание. Однако стоит учитывать, что ребенок вкладывает в слова совсем другой смысл, чем взрослые. Ребенок еще не может обобщать предметы так как мы, у него своя логика и поэтому его слова становятся многозначными и ситуативными. Есть один классический пример, который описал еще Чарльз Дарвин, наблюдая за своим внуком. Гуляя с внуком по парку, он наблюдал возникновение нового слова. Мальчик, восхищенный открывшимся видом на пруд, по которому плавала утка, произнес: «Уа». Это слово он повторил дома, увидев пролитое на столе молоко, а затем начал так называть всякую жидкость. Однажды он играл со старыми монетами с изображением птиц и тоже назвал их «уа». И затем все маленькие, круглые, блестящие предметы получили то же название. Таким образом, можно увидеть, что речь годовалого ребенка многозначна и ситуативна.
              Итак, что же нужно делать родителям годовалого ребенка? Во-первых, давать проявлять самостоятельность, во-вторых, создавать последовательные требования, и в-третьих, самое главное — запастись терпением!
              Но наше развитие на кризисе не останавливается. У ребенка возникает потребность разобраться в том, как функционирует предмет, что он делает и что с ним можно делать. Однако он не может узнать об этом без помощи взрослых, поэтому взрослый должен помочь и научить. На этом этапе развития ребенка, предмет становится главным, ребенок видит родителей через него. У ребенка развивается, так называемый, предметный фетишизм. Это видно, когда ребенок играет, он постоянно смотрит на предмет, контролирует его. Взрослый отступает на второй план. Все общение сводится к объяснению того, как и что можно делать с предметом. Уже где-то в 1,5 года ребенок начинает говорить на «взрослом» языке, а не на своем непонятным. Но! Непонятная детская речь может перейти во взрослую только в том случае, если взрослые общаются с ребенком на «взрослом» языке. Если же общения ребенка со взрослым недостаточно, или, наоборот, родители общаются с ребенком на его языке и удовлетворяют все его потребности, освоение речи замедляется! То есть, у ребенка нет мотивации учиться говорить на «взрослом» языке, т.к. его понимают и так! Освоение взрослой речи так же замедляется в том случае, если в семье есть еще маленькие дети (погодки или близнецы). В таких случаях дети больше общаются друг с другом и поэтому освоение «взрослой» речи замедляется, ведь они друг друга понимают. Еще бывают ситуации, когда старший ребенок переводит родителям, что сказал младший. Поэтому, родители, общайтесь с детьми, создавайте ситуации, когда вы их не понимаете, тогда у ребенка будет потребность осваивать «взрослую» речь! Кроме того, в этом возрасте у ребенка появляется способность говорить не о том, что есть на самом деле. До 2 лет ребенок не может что-то выдумать или солгать. Так же в возрасте раннего детства у ребенка развивается память, но в интересном направлении. Память проявляется в узнавании и в непроизвольном воспроизведении увиденного или услышанного. И вот как раз в этот период от детей можно услышать что-то очень странное или смешное, или увидеть что-то смешное. Именно в этом возрасте дети неосознанно могут повторять какие-либо ругательные слова или жесты, которые могли увидеть или услышать на улице или от родителей. И что же делать родителям в этом случае? Ну во-первых, при ребенке не употреблять никаких слов или жестов, которые бы вы не хотели видеть у детей. Детки умненькие, все понимают и запоминают. А во-вторых, если уже ваше дитя и принесло какое-то нехорошее слово с улицы, пожалуйста, не надо мило хихикать и умиляться, этим вы только показываете ребенку, что вам нравится то, что он сказал. И какая реакция ребенка? Он понял, отметил для себя, что это родителям нравится и все, теперь он это слово будет употреблять налево и направо. На 4-й раз родителям уже не нравится, что говорит ребенок и начинают его ругать. Что чувствует ребенок? Недоумение! Сначала родителям нравилось, а теперь нет? Как это? Это непоследовательные требования к ребенку! Непоследовательные требования не могут создать у ребенка понимание того, что хорошо, а что плохо, что нужно делать, а что — нет.
             Кроме того, в этом возрасте желания ребенка неустойчивы и быстро меняются. Ребенок не может сделать выбор, так как все его желания имеют одинаковую силу. Интересно, что только в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, а к 3-м годам называет себя «я» и понимает, кто он: девочка или мальчик, и кто другие. Может сочувствовать, утешать. И вот это такое положительное и быстротечное развитие сменяется новым кризисом детства — кризисом 3-х лет.
             Кризис 3-х лет. Некоторые родители с ужасом ждут этого возраста. Ведь иногда этот возраст характеризуют как состояние вечной войны с родителями. Но «не так страшен черт, как его малюют». В чем заключается кризис, он заключается в том, что ребенок развивается, осознает себя, отделяется от взрослых и пытается установить с ними другие отношения, более глубокие. Позиция ребенка изменяется, его самостоятельность и активность растет, и это должны учитывать родители, они тоже должны перестраиваться. Иногда родители не могут принять его самостоятельность, опекая ребенка, не поощряя инициативность. И тогда проявляются кризисные явления. Всего в литературе описано 7 кризисных проявлений:
1. Негативизм. Это когда ребенок дает негативную реакцию не на какое-то действие, а на требование или просьбу именно взрослого. Он не делает что-то именно потому, что это предложил определенный человек. Негативизм избирателен, то есть ребенок может игнорировать просьбы и требования одного взрослого, или одного воспитателя, а к другим относится нормально. Может показаться, что это просто признак непослушного ребенка любого возраста. Но при обычном непослушании, он чего-то не делает потому, что ему не хочется делать именно это — возвращаться домой с улицы, ложиться спать. А при негативизме ребенок делает что-то, но наоборот. Например, мальчик решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, но с другой стороны, еще больше хочется сделать наоборот. Он нашел выход из ситуации: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения его желания он спокойно сел рисовать.
2. Упрямство. Это реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому что ему этого очень хочется, а потому что это он об этом сказал взрослым и хочет, чтобы с его мнением считались и принимали всерьез.
3. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всех отношений, против принятых норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
4. Своеволие. Это сверхсамостоятельность.
5. Протест-бунт. Ребенок постоянно ссорится с родителями.
6. Деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над взрослыми, он диктует, что он будет есть, а что нет, может мама уйти в магазин или нет.
7. Обесценивание. Обесценивается то, что раньше было привычным. Семейные нормы и правила, привязанность к любимым вещам и т.д.
             Такие проявления будут говорить о том, что у ребенка изменяются отношения к другим людям и к себе самому, он отделяется от близких взрослых.
Что же делать родителям?
              Во-первых, родителям необходимо следовать одной линии поведения. Ребенок должен знать, что что-то делать нельзя при любом взрослом, а не только при одном или двух.
              Во-вторых, поддерживайте авторитет взрослого. Даже если один из родителей где-то неправ, не стоит тут же одергивать и поправлять его на глазах у ребенка.
              В-третьих, следует спрашивать его совета, прислушиваться к его мнению. Так ребенок почувствует себя взрослым членом семьи, с которым считаются. Это очень важно для ребенка. Кроме того, можно помочь ребенку чувствовать себя взрослым. Дарите ребенку «взрослые» подарки: блокнот и ручку, часы и т.д.
            В-четвертых, наделяйте ребенка большими правами, позвольте ему быть самостоятельным. Ведь именно этого он и хочет. Ребенок хочет, чтобы его воспринимали как полноценного члена семьи.
           В-пятых, хвалите ребенка, говорите, какой он хороший и как хорошо у них что-то получается. К сожалению, сейчас все большему количеству детей этого не хватает. А ведь несмотря на то, что они хотят быть взрослыми им как никогда нужна любовь и поддержка.
             В-шестых, не давайте собой манипулировать. Помните, главное переждать любую истерику и не повестись на нее. Сначала тяжело, но помните, Вы делаете только лучше себе и своему ребенку!
             И последнее, дорогие родители, терпения вам и выдержки — это самое главное!

В статье использованы материалы книг:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. — Т.6.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология

Author

Write A Comment