Влияние слуха на развитие речи.
Слабослышащие дети — дети с частичной недостаточностью слуха, которая приводит к нарушению речевого развития. К группе слабослышащих относятся дети с пониженным слухом от 15 -20 дб до 75 дб. В отличии от глухих слабослышашие дети обладают таким слухом, который позволяет им на основе слухового восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов. Хотя речь по своему фонематическому (звуковому) оформлению не полноценна. У глухих детей всегда наблюдаеться поражение звуковоспринимающей части слухового аппарата (внутреннее ухо с кортиевым органом, слуховой нерв). У слабослышащих детей наблюдается поражение звукопроводящей части слухового аппарата (в большинстве случаев среднего уха). Главная причина в возникновении стойкого понижения слуха у детей раннего возраста — это заболевания носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения).
Понижение слуха может быть выражено в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.
Слуховое восприятие слабослышащего ребенка не находится в стабильном состоянии.
Благодаря специальным тренировочным упражнениям слабослышащий ребенок приучается к максимальному использованию своего остаточного слуха. Он научается лучше дифференцировать доступные его слуху звуковые раздражители. Наибольшего развития слухового восприятия слабослышащий ребенок достигает в процессе овладения речью.
Специальное обучение речи с детальным анализом ее звукового состава вырабатывает у ребенка навыки более дифференцированного воспитания доступных ему звуков. Постепенное обогащение словарного запаса слабо слышащего ребенка дает ему возможность анализировать (раскладывать слово на звуки) и синтезировать (складывать слово из звуков) воспринимаемые слова.
При раннем нарушении слухового анализатора речь развивается неправильно.
Если остаточный слух позволяет ребенку раннего возраста воспринимать речь разговорной громкости у ушной раковины, речевое развитие его резко задерживается. К школьному возрасту такой ребенок с маленьким словарным запасом. А когда остаточный слух позволяет ребенку слышать хорошо знакомые слова на расстоянии от 0,5 до 1м запас слов гораздо больший, он говорит фразами, хотя и со значительными отклонениями в грамматическом строе.
При большой степени сохранности слуха слабослыщащий ребенок может полностью овладеть речью, лишь с небольшими недостатками в произношении и грамматическом строе.
Ограниченность словарного запаса слабослышащего ребенка сопровождается неправильным пониманием значений слов и неправильных их употреблением. Слова, входящие в единую смысловую группу, часто заменяются одно другим. Предъявляется картина «Мама режет хлеб» — ребенок говорит: «Мама нож». Вместо кран — «вода».
Особенно характерны взаимные замещения названия предметов и их действий:
кисточка — «краска», «красить».
карандаш — «рисовать»
ложка — «есть», «кушаю»
У слабослышащего ребенка встречаются замещение слов близких по звучанию: пальчики — «палочки», конверт — «консервы», ногти — «когти».
Для произношения слабослышащего ребенка характерны общая смазанность артикуляции и маловыраженные модуляции голоса. В зависимости от степени понижения слуха у слабослышащего ребенка наблюдается и различная степень нарушения произношения слов. При глубоком, рано возникшем понижении слуха произношение самостоятельно приобретенных слов представляет значительное своеобразие, которое отличает речь слабослышащего ребенка от речи слышащего.
Слабослышащие детки искажают слово, сохраняя в них преимущественно слоги, стоящие под ударением: «ножи» — (ножницы), «метай» — (подметай).
Часто в произношении слабослышащего ребенка сохраняется только контур слова, а слово искажается до неузнаваемости: «мувати» — (умываться).
В произношении слабослышащего ребенка наблюдаются характерные смешения звуков:
— звонких с глухими
— шипящих со свистящими
— смычных [п], [т], [к], между собой
— твердых с мягкими
— аффрикат [ц], [ч] с одним из звуков, их составляющих
— замена свистящих[с], [з] взрывными [т], [д]
Слабослышащий ребенок легко усваивает при обучении произношение неизвестных им звуков, но часто употребляют их в словах неправильно. Слабослышащие дети в одних словах произносят данный звук правильно, а в других замещают его звуком сходным по звучанию. Это показывает, что неправильность произношения у слабослышащего ребенка не связана с моторными затруднениями. Причина неточностей лежит в недостаточном овладении звуковым составом слов. Причина — неполноценное восприятие на слух. Недостатки произношения могут возникнуть в результате самого незначительного понижения слуха (15 — 20дб), если слуховой дефект возник в самом начале речевого развития.
Грамматический строй речи слабослышащего также нарушен. У ребенка, который с раннего возраста слышит речь разговорной громкости вблизи ушной раковины, высказывания часто совсем не оформлены в предложения, например: «Мальчик упала цветы мяч». (Рассказ Миши о мальчике, который бросил на стол мяч, уронил вазу с цветами).
При попытке построить предложение опускают то один, то другие его члены «Доктор мальчик». (описание картинки, на которой изображен врач, лечит мальчика).
Не менее важны у слабослышащих детей и отклонения в морфологическом строе языка. Не расслышав безударное начало или конечную часть слова, ребенок либо опускает их, либо употребляет в искаженном виде «копай» (копает), «той» (стой), «диван» (одевается).
В более развитой речи слабослышащего ребенка есть характерные ошибки в употреблении падежных и родовых окончаний, а также суффиксов и приставок.
Для слабослышащего ребенка характерны также особые отклонения в письме. В нем встречаются в основном те же замещения звуков, что и в произношении.
Не овладев в достаточной мере звуковым составом слова слабослышащий ребенок допускает на письме ошибки: «шевича» (девочка), «йнот точка» (идет дождик).
Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка обуславливают(или влияют) на ограниченное понимание устной речи и читаемого текста.
Иногда создается впечатление, что слабослышащий ребенок пользуется самостоятельной речью лучше, чем понимает речь окружающих. Это несоответствие между активной и пассивной речью.
Уровень речевого развития у слабослышащего ребенка зависит не только от степени слуховой недостаточности, но и от того, в каком возрасте возникла слуховая недостаточность. Если слух нарушается после 3-х лет, то у ребенка можно наблюдать фразовую речь с незначительными недостатками в произношении, запасе слов и грамматическом строе. Если в школьном возрасте, то ребенок владеет полной грамматически правильной речью возможна только смазанная артикуляция, оглушение звонких звуков, невнятное произношение безударных слогов.
Уровень речевого развития слабослышащего ребенка определяется уровнем его воспитания. Если родители и в детском саду воспитатели рано заметили слуховую недостаточность, то они стараются говорить более членораздельно и громко. Тогда ребенок овладевает речью в большей степени.
При использовании специальных прийомов в дошкольном возрасте слабослышащий ребенок к моменту поступления в школу почти полностью овладевает речью.
В отличие от полного выпадения слуховой функции частичная ее недостаточность обычно не замечается или недооценивается родителями и окружающими. Это создает неправильное отношение к ребенку: неумение ответить на вопрос часто понимают как упрямство, недомыслие, рассеянное внимание; ошибки при письме как обычная орфографическая неграмотность.
В результате неправильного отношения такие дети часто проявляют астентические реакци (замкнутость, неуверенность в себе, плаксивость, негативизм).
Речевое недоразвитие слабослышащего ребенка сказывается на успеваемости в школе, на овладении навыками письма и чтения.
Неуспеваемость слабослышащего ребенка в школе и затруднения в понимании обращенной к нему речи нередко приводит к неправильному суждению о причинах их неуспеваемости. В одних случаях таких детей относят к категории умственно отсталых, в других ставят ошибочные диагнозы ( сенсорная алалия и афазия).
Это все может привести к неправильной коррекционной работе. Ошибки в письме слабослышащего ребенка часто неправильно диагностируется как явление дисграфии, связанной с органическим поражением центральной нервной системы.
Во избежании подобных ошибок рекомендуется детальное исследование слуха у взрослых и детей, отстающих в обучении и имеющих недостатки речи. Для нормального развития речи требуется высокая сохранность слухового анализатора — наличие слуха на шепотную речь на расстоянии не менее 5 метров от ушной раковины.