ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, поэтому у детей с речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии пальцев рук. В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусматривается ряд мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики рук ребенка.

Уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук в том случае, если развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Можно сделать вывод, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений    все это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Тренировку пальцев рук можно начинать с раннего дошкольного возраста (1-3 года) – это относится к кистям рук и каждому пальчику, каждой его фаланге. Проводите разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут, активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение все больше и больше пальцев рук, наращивая увеличивая  амплитуду движений. Также можно катать деревянные шарики различного диаметра и при этом вовлекать в движение все пальчики. Для этого можно использовать шарики из пластилина, бусы. Так же способствует развитию мелкой моторики конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучи в другую карандашей, пуговок, счетных палочек.

В младшем дошкольном возрасте детям (3-4 года) даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку для движений пальцев дают народные игры – потешки («Сорока-белобока», «Этот пальчик – дедушка…»), а также игры для пальцев в стихотворной форме. Для тренировки пальцев могут быть использованы описанные в этой статье упражнения, а демонстрацию проводит взрослый (воспитатель или родитель). Например: «Человечек»   указательный и средний палец бегают по столу. «Пальчики здороваются »   кончик большого пальца руки поочередно касается указательного, среднего, безымянного и мизинца.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) можно использовать перекладывание предметов разной величины (пуговицы, горошины, фасоль, горох, перья, морские камушки) в емкости различной величины (большую, среднюю, маленькую коробку). Перекладывание можно производить пальцами, а можно и с помощью пинцета. Также можно использовать лепку из пластилина, раскрашивание карандашами, мозаику, определение предметов на ощупь (при чем предметы должны быть разной величины и разными по фактуре).

В старшем дошкольном возрасте (5-6 (7) лет) можно пользоваться игрой – шнуровкой с усложнением задания. В шнуровке уже используются несколько частей, которые нужно не только соединить, как элемент мозаики в определенном порядке. Можно использовать пальчиковый театр и театр теней, выкладывать фигурки из четных палочек. При построении фигур из четных палочек возможно стихотворное сопровождение. Это нужно для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Для детей этого возраста можно также использовать письмо на манке, штриховку и печатание букв, определение на ощупь элементов букв и цифр, а потом и воссоздание этой буквы или цифры. При постоянном использовании стихотворных упражнений для пальчиков в свободном освоении их выполнения, воспитатель может проводить разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Взрослый при выполнении упражнений должен добиваться, чтобы при выполнении каждого упражнения вовлекать все пальцы и упражнения выполнялись как правой, так и левой рукой, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко и приносили ребенку радость.

Пальчиковую гимнастику можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдаются нарушения речи.

Упражнения для пальчиковой гимнастики можете посмотреть здесь

Логопед Черкашина Галина, Центр  развития и коррекции речи «Lalio»

  ← предыдущая запись

Author

Write A Comment