Казалось бы, дыхание — это естественно для человека, но это когда мы имеем ввиду биологический процесс всего живого. А если это касается, дыхания со стороны звукообразования (звукопроизношения) — это уже процесс требующий управления, специальной тренировки. Для того, чтобы речь была красивой, четкой необходимо научитьсяправильному диафрагмальному дыханию,которое является основой речевого дыхания и многих методик лечения и профилактики заболеваний органов дыхания, неврозов. Для ребёнка дошкольного возраста с речевыми нарушениями, характерны следующие особенности речевого дыхания:
-
поверхностный вдох,
-
непродолжительный выдох
-
отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием,
-
речь на вдохе,
-
неумение распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания;
Всё это отрицательно сказывается на общем развитии речи, её звучании.
Каждый человек, будь то взрослый или ребёнок, может контролировать и управлять своим дыханием, тренировать и укреплять дыхательную мускулатуру. Но для этого необходимо иметь четкое представление о правильном дыхании, чтобы вовремя заметить возможные его нарушения и устранить их при помощи определённых упражнений.
Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям.
Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка. С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения подифференциации ротового и носового вдоха и выдоха.
Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:
-
Ребенок делает вдох-выдох (рот при этом закрыт), попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
-
Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
-
Тренировка ротового выдоха. Ребенок выдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения).
-
Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался.
-
Вдох через рот, выдох через нос.
При речевом дыхании выдох значительно длиннее вдоха: после короткого вдоха носом следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох.
Важно помнить, что длительность выполнения данных упражнений около 5 минут. Упражнения выполняются в положении стоя в естественной позе, не напрягаясь.
Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий.
Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем — слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем — без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.
Упражнения для развития речевого выдоха.
1. Упражнение «Поем песенку»
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
2. Упражнение «Немое кино»
Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
3. Упражнение «Топор»
Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук замком и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух!» на длительном выдохе.
4. Упражнение «Зоопарк»
Ребенок исполняет роль какого-либо животного. Взрослый совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью
5. Упражнение «Ворона»
Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».
Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси — произнести на выдохе «га, га, га» (го, гы), корова — произнести на выдохе «му», кошка — «мяу» и т. д.).
6. Счет от 1 до 5 на плавном выдохе.
7. Произнесение цепочек слогов, слов, предложений на плавном выдохе (с постепенным увеличением числа элементов, количества слов в предложении): са-са, са-со-сы, са-со-су-сьи
В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью воспитания по созданию направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения (каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая картинка-образ, выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной инструкции):
8. Упражнение «Толстяк»
(картинка-образ — мальчик с надутыми щеками)
Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.
9. Упражнение «Худенький» (картинка-образ — худенький мальчик с впалыми щеками)
Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.
10. Упражнение «Снежок» (картинка-образ — падающие снежинки)
Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.
11. Упражнение «Дудочка» (картинка-образ — дудочка)
Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
12. Упражнение «Пропеллер» (картинка-образ — самолет с пропеллером)
Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.
13. Упражнение «Живые предметы»
Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
14. Упражнение «Шторм в стакане»
Необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
15. Упражнение « Задуй свечу»
Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.
16. Упражнение «Чей пароход лучше гудит?»
Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики
- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным, плавным.
Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
- Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТ ДЫХАНИЯ
Упражнения, направленные на выработку диафрапиального типа дыхания
- Ребенок лежит на спине; левая донь ребенка расположена на животе, а правая — на груди. По команде взрослого ребенок вдыхает носом, выпячивая животик, выдыхает ртом, втягивая животик. (Предварительно взрослый показывает это упражнение ребенку на себе и объясняет ему, как «дышать животиком».) В качестве дополнительной помощи взрослый во время выдоха надавливает ребенку рукой на живот, также можно положить на животик малышу легкую небольшую игрушку (команды: «Вдохни и подними игрушку», «Выдохни и опусти игрушку»).
Аналогично диафрагмальный тип дыхания отрабатывается в положении сидя и стоя (ладони ребенка для контроля лежат на его груди и животе). Взрослый следит за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи и не надувал щеки.
Упражнения для дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха
-
Вдох носом, выдох носом.
-
Вдох ртом, выдох ртом.
-
Вдох носом, выдох ртом.
Примечание. Выдох осуществляется на «султанчик» или кусочек ватки для зрительного контроля за выработкой направленной воздушной струи.
Упражнения длятренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания
-
Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату, пушинки.
-
Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной толщины, стараясь сдвинуть их с места.
-
Дуть на шарики разной тяжести.
-
Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазу.
-
Задувать на резком и длительном выдохе пламя свечи.
-
Поддерживать в воздухе пушинку на длительном выдохе.
-
Надувать резиновые игрушки, шарики.
-
Дуть в дудочку, свистульку, губную гармошку.
-
Пускать мыльные пузыри.
Примечание. Дыхательные упражнения выполнять не более 5 раз для исключения возможности возникновения у ребенка головокружения.
Упражнения для развития голоса (выработка мягкой голосовой атаки) и речевого дыхания
Пропевание гласных на выдохе:
-
укачивание ребенка: аааааааааа…
-
паровоз гудит: УУУУУУУУУУ-
-
крик в лесу: ау…
-
плач ребенка: уа…
Упражнения на изменение силы голоса
-
Игра «Едет паровоз».
Паровоз приближается: уууУУУ-; паровоз удаляется: УУУууу-
-
«Лесенка» гласных: пропевание различных гласных звуков с повышением и понижением силы голоса (при этом ребенок «дирижирует» себе рукой).
-
Проговаривание речевого материла (шепотом, тихо, нормальным голосом, громко): слоги, слова, предложения с определенными гласными звуками, акцентируя на них внимание (например: Оля охала; Элла пела-).
-
Счет от 1 до 5 на плавном выдохе.
-
Произнесение цепочек слогов, слов, предложений на плавном выдохе (с постепенным увеличением числа элементов, количества слов в предложении): са-са, са-со-сы, са-со-су-сьи В процессе работы над техникой речи обязательно обращается внимание и на ритмико-мелодическую сторону речи (интонационную выразительность, логическое ударение, темп, ритм). С этой целью можно порекомендовать выполнить следующие упражнения:
-
Произнесение серии гласных звуков, слогов с выделением голосом определенной единицы:
АУИ: АУИ, АУИ, АУИ;
са-са-са: са-са-са, са-са-са, са-са-са
са-со-су. са-со-су, са-со-су, са-со-су.
-
Произнесение предложения с выделением голосом определенного слова: Что нам осень принесла? Что нам осень принесла? Что нам осень принесла? Что нам осеньпринесла?
-
Произнесение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений с соответствующей интонацией: Светит солнце. Светит солнце! Светит солнце?
-
Обыгрывание стихотворений (перед зеркалом):
Са-са-са, летит оса (говорить тихо, медленно, спокойно, имитируя пальчиками рук трепет крыльев). Сы-сы-сы, боюсь осы (говорить громче, чуть быстрее, испуганно, плаксивым тоном).Су-су-су, не тронь осу! (говорить быстрее, громче, строго грозя пальчиком).
-
Рассказывание стихотворений с изменением темпа речи:
Бежал ручей по камешкам (средний темп речи),
Бежал, бежал, бежал (быстрый темп речи),
Потом в глубокой лужице (средний темп речи)
Лежал, лежал, лежал (медленный темп речи).
-
Инсценировки русских народных сказок «Теремок», «Три медведя», «Колобок» с имитацией голосов животных.
-
Разучивание и обыгрывание стихов- диалогов (атрибуты: маски животных).
Литература
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)