Мы все время чего-то ждем. Сначала ждем, когда родится малыш. Потом, когда он начнет держать головку, переворачиваться, сидеть, ползти. И, наконец, самый долгожданный момент – когда малыш сделает свои первые шаги. А потом… А потом мы с ностальгией вспоминаем времена, когда кроха спокойно лежал в коляске, мирно посапывая носиком. Потому что после первых шагов малыш начинает бежать. И смыслом жизни всех взрослых на ближайшие полгода становится его догнать. Чтобы не упал, не ударился, не разнес полдома. Ни одной спокойной минуты. Весь день в позе «ЗЮ». Держа за руку, подхватывая на поворотах, убирая на ходу все, что стоит, лежит, висит, все, что мешает, то есть ВСЕ. Больше всего достается маме – кухня, дом и вечные догонялки, остановить которые практически невозможно. Накормить, переодеть, обезопасить, на другие мероприятия не остается ни времени, ни сил. Тем более никаких сил на капризы и плач, поэтому кормим, одеваем и делаем то, что хочет малыш (чтобы не скандалил), то есть, обеспечиваем простор для движения и бежим рядом.
Кому в этом случае хорошо? Конечно же, маленькому бегуну. Весь мир у его ног. А ножки уже о-го-го, какие сильные! И сколько всего умеют! Но нет предела совершенству. И с упорством, завидным для любого марафонца, малыш начинает свои бесконечные тренировки. Это не просто прихоть или каприз. Это способ познать этот мир, способ познать себя, свои возможности. К тому же так весело и приятно, находиться там, где хочется, а ни где положили, посадили, поставили. Весело и приятно, когда собственные движения могут менять окружающий мир – легким движением руки мамина любимая ваза, стоящая на столе, превращается в груду разбитого стекла на полу. И вообще жизнь в вертикальном положении открывает небывалые перспективы – наконец-то можно добраться до папиного мобильного телефона, а еще постучать по телевизору, потыкать пальчиком в кнопки DVD плеера или сложить мамины ключи, кошелек и очки в барабан стиральной машины. Вот это действительно важные дела, а не то, что какие-то разговоры, книжки и прочая развивающая ерунда. Пора браться за воспитание родителей. Желание малыша – закон! А не будут слушаться – крик, плач и топанье ногами. Действует потрясающе! Послушная мама рядом, можно покорять новые территории.
А как же речь? Ведь первые годы жизни имеют колоссальное значение для речевого развития. Именно в этом возрасте усиленно накапливается пассивный словарь (то, что ребенок понимает), в лексиконе малыша появляются новые слова, в результате происходит речевой прорыв – ребенок начинает говорить фразами. После чего болтуна не остановить. И скоро родители будут также уставать от разговоров малыша, как и от его подвижности. Но для этого надо хотя бы на минуточку остановить маленький «экспресс», чтобы он обратил внимание на другие радости в жизни – сказки, картинки, стихи, песенки, мир волшебных звуков, и, самое главное, тесное эмоциональное общение с мамой.
Такой крутой поворот в системе ценностей малыша может организовать только очень смелая мама. А еще выспавшаяся, отдохнувшая, довольная жизнью, уверенная в своих силах, с огромным запасом терпения и креатива. Именно такая мама нужна малышу, нужна больше, чем идеальная чистота в доме, кулинарные изыски или 20 раз проглаженное с одной и с другой стороны белье. Поэтому, реально оцениваем свои силы, расставляем правильно приоритеты, боремся с комплексом «супермамы» – не боимся ошибаться, принимаем помощь близких, учимся заново наслаждаться жизнью, потому, что имеем на это полное право.
Когда быт правильно организован и у мамы появилось время, чтобы стать человеком (выспаться, сходить в парикмахерскую, поболтать с подружками, посидеть в «одноклассниках» и т.д.), вспоминаем, кто в доме главный. Кто решает, когда вставать, когда ложиться спать, что пить, что есть, чем заниматься, куда идти или не идти, что покупать или не покупать? Кто знает, что лучше для всеобщего благополучия? Конечно же, мама (когда папа на работе). Так наивно полагают родители. На самом деле, с каждой уступкой капризам, с каждым выполнением прихотей малыша, бразды правления медленно, но уверенно переходят к маленькому гениальному манипулятору. Мы, такие большие, умные, сильные взрослые проигрываем своему крохотному беспомощному созданию, проигрываем не в великих сражениях, а в мелочах, проигрываем так часто, что это становится привычным для всех, становится «нормой», желания малыша превращаются в закон. Проще уступить, проще сдаться капризам и своей усталости, да и оправдания всегда найдутся – воспитываем будущего лидера, идем за природой малыша. Это все прекрасно, но только если в меру. Когда же малыш сутками напролет носится по дому, разрушая все на своем пути, мама в состоянии нервного срыва, а речевое развитие остановилось где-то на уровне словаря Эллочки-людоедки, то пора срочно что-то менять. Самое время расставить все по своим местам. Но малыш, почувствовавший вкус власти, не сдаст свои позиции так просто.
Главное оружие маленького диктатора – это плач. Особенно действует плач не во время: когда мама чем-то занята, мама устала; или не в том месте: на глазах многочисленной публики, в дороге и т.д. Основная борьба с этим явлением – знание своих прав, как родителя и твердая уверенность в своих действиях. Итак, сначала разбиваем миф о том, что у хороших мам дети не плачут. Плач – это не страшно. Плач – это даже полезно (тренировка легких, развитие голосового аппарата, увлажнение и очистка верхних дыхательных путей). И если все физиологические потребности удовлетворены (ребенок сытый, сухой, одет по погоде, выспался и хорошо себя чувствует), то плач по другим причинам – это уже способ взаимодействия с окружающим миром, способ влияния на окружающий мир. Малыш добивается своего, как умеет. А чего добиваться, толком пока не знает. Поэтому нужны взрослые, всезнающие, всесильные, уверенные в своих действиях, (их непоколебимость периодически проверяется истериками), чтобы они направили необъемную энергию маленького человечка в нужное русло, чтобы из хаоса внешних влияний, стимулов, раздражителей создали надежный уютный мир с определенным режимом, правилами, границами, мир, наполненный любовью и постоянством. Тогда хочется открывать, узнавать, созидать, развиваться.
Какая же деятельность будет лучшим образом стимулировать развитие малыша (физическое, интеллектуальное, речевое), удовлетворит все потребности, разовьет все способности? Это практически то же самое, что спросить: «Какая еда самая полезная?» Конечно же, разнообразная! Овощи и фрукты, крупы, мясо, молочные продукты – все должно быть в каждодневном рационе маленького гурмана. Рисование чем угодно и где угодно, чтение» (жевание, обнюхивание, облизывание) детских книг, маминых журналов, папиных отчетов, просмотр мультфильмов и рекламных роликов, манипуляции с окружающими предметами, активные игры на свежем воздухе – чем разнообразнее занятия в течение дня, тем лучше. Предлагаем малышу все, что можем придумать, вычитать в «умных» книжках, подсмотреть у соседей, вспомнить из собственного детства. Выбираем то, что интересно и нравится всем. Главное, чтобы было не в ущерб здоровью малыша, кошельку и нервной системе родителей. Главное, чтобы вместе, с энтузиазмом, и не просто так, а чтобы расти, удивляться, говорить.
Говорить – это просто, говорить – это интересно, говорить – это необходимо. Но чтобы говорить, надо уметь слышать, слушать, чувствовать, управлять речевым аппаратом.
Поэтому учим слышать и слушать, для этого говорим сами четко, утрированно ( с усиленной артикуляцией), и говорим не об электронной структуре гексабаридов редкоземельных металлов, а называем конкретные предметы, которые малыш видит, с которыми манипулирует, которые ему интересны. Говорим настолько ярко и выразительно, чтобы наша речь привлекала внимание малыша, как сигнальные лампочки на бытовой технике, как огромный мусоровоз, шумно проезжающий мимо окон, как рекламный ролик в телевизоре.
Учим чувствовать и управлять речевым аппаратом, для этого стимулируем активную речь малыша. Повторяем за ребенком слоги, строим из них слова, разыгрываем диалоги, в которых говорим и за себя и за малыша (даем правильный образец), позже предоставляем возможность высказаться и малышу. И все это с четкой дикцией, с эмоциональной выразительностью, с позитивно-ожидающим настроением – безумно рады тому, что уже есть, но хотим, чтобы стало еще лучше. Только свои ожидания держим в зоне ближайшего развития малыша – не требуем развернутых предложений на абстрактные темы, а вполне реальных и доступных ребенку подвигов – аморфных слов, обозначающих значимые предметы (ляля, баба, няня и т.д.), и после 1,5 лет фраз типа «ляля бух» и т.д. Потом станут расти фраза, слоговая структура слов, словарный запас, сформируется правильное звукопроизношение, и вскоре речь малыша будет очень похожа на человеческую. Но все эти чудеса происходят только в реальной речевой практике. Только при активном участии взрослых в этом процессе.
Стимулируем, любим, верим.
Иногда все идет не так, как мы запланировали. Иногда трудно, грустно и практически безрезультатно. Тогда самое время обратиться к специалисту – психологу, невропатологу, логопеду, отоларингологу. Чтобы выяснить, что мешает, чтобы вовремя исправить, чтобы знать, как помочь расти дальше.
И, все равно, стимулируем, любим, верим. И двигаемся вместе, только вперед!