Выделяют четыре уровня состояния слуха:
1. Слух в пределах возрастной нормы: ребенок реагирует на весь набор неречевых звучаний (шарманка, погремушка, дудка, гармошка, барабан), голос разговорной громкости на расстоянии 3— 5 м. Реакции на тональный сигнал отмечаются во всем диапазоне исследуемых частот при интенсивности 50 – 80 дБ. Дети старше трехмесячного возраста способны локализовать источник звука в пространстве справа, слева, сзади.
2. Тугоухость: ребенок также реагирует на все предъявляемые стимулы, но расстояние, с которого отмечаются реакции, нестабильно, у одного и того же ребенка оно изменяется в пределах 0,5— 5м. При этом на максимальном расстоянии воспринимаются, как правило, звучания с наиболее выраженными низкими частотами (барабан). Дети способны локализовать источник звука, когда стимул предъявляется с расстояния не менее 1м. Незначительная часть тугоухих детей реагирует на голос разговорной или повышенной громкости с расстояния 0,3— 1,5 м. Тональный сигнал воспринимается в диапазоне до 4,0— 6,0 кГц при интенсивности 55— 100 дБ; направление этих сигналов не определяется.
3. Значительная тугоухость: ребенок воспринимает ограниченный набор неречевых звучаний (барабан, гармошка, дудка). Расстояние, с которого ребенок реагирует на разные звучания нестабильно и колеблется от 0,1— 0,3 м при восприятии высокочастотных стимулов до 2-5 м при восприятии средне- и низкочастотных. Ребенок способен локализовать те звуки, которые ощущаются им на расстоянии не менее 1м. Большинство детей не реагируют на голос разговорной и повышенной громкости. Тональный сигнал воспринимается в ограниченном диапазоне частот (до 2,0 кГц) при интенсивности 60— 100 дБ и не локализуется.
4. Глухота: ребенок реагирует на очень ограниченный набор звучаний (в основном, на барабан). Расстояние до источника звука может быть и большим до 2,5 -5 метров. Звучание голоса глухие дети не воспринимают. На тональный сигнал реагируют лишь в диапазоне 0,5— 1,0 кГц при интенсивности 70— 100 дБ. Локализовать источник звука дети не в состоянии.
В практической работе нередко встречаются дети, у которых реакции на ту или иную группу стимулов не согласуются между собой. Это объясняется возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, его соматическим состоянием, спецификой внимания. Многие дети бывают настолько поглощены новой об-становкой и игрушками, что не отвечают даже на воздушную струю и прикосновения.
Однако, несмотря на значительные достижения в области ранней диагностики нарушенной слуховой функции, большинство детей лишь в конце раннего возраста (к двум-трем годам, а иногда и позже) начинают получать целенаправленную коррекционную медико-педагогическую помощь в учреждениях здравоохранения и образования.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СЛУХА У ДЕТЕЙ.
Глухие дети.
Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью. Т.к. потребность в общении не может быть реализована через речь, глухой ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий. Он оперирует наглядными образами, способен рисовать, лепить, создавать по образцу модель из конструктора (что в первую очередь отличает его от умственно отсталого ребенка).
Глухой малыш, как правило, обращается к вынужденной форме общения – мимике и жестам. Жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение и может применяться в узком кругу людей, владеющих системой её знаков.
Слабослышащие дети.
При врожденной тугоухости, своевременно не диагностированной, к концу 1 года жизни ребенка снижается интенсивность уже возникших предречевых действий (гуление, лепет). Такой ребенок почти не усваивает речевые навыки и переходит на язык жестов.
Возникновение тугоухости в доречевой период вызывает значительное речевое недоразвитие, после сформирования речи – не ограничивает ее развития, но проявляется в характерных особенностях:
1) бедность словарного запаса сочетается с неправильным усвоением и употреблением новых понятий (ребенок легко смешивает предметы и действия, близкие по звучанию слова: пила-пилит, бутылка – булка, гребенка – ребенок и т.д.);
2) искажение слов (от смешивания звуков: звонких с глухими (собака – “сапака”), твердых с мягкими (дядя – “дада”) до грубого искажения, когда от слов остаются только контуры (умываться – “муванти” и др.);
3) недоговаривание слов;
4) нарушение грамматического строя речи (пропускают члены предложения, чаще предлоги, неправильно изменяют слова);
5) смазанность артикуляции и невыразительность дикции.
Позднооглохшие дети.
Без специального воспитания и обучения дети, потерявшие слух в возрасте 3-5 лет, к поступлению в школу оказываются почти без речи, сохранив лишь небольшой, искаженно произносимый запас слов. Глухота, возникшая на более позднем этапе, особенно при уже сформированных навыках письма и чтения, не нарушает словарный запас, но вызывает характерные затруднения произношения (нарушения модуляции голоса, неточная артикуляция звуков, слабая звучность, невнятность, ошибки в словесном ударении и окончании слов).
У слабослышащих и даже глухих детей, не имеющих дополнительных отклонений в развитии, при целенаправленной коррекционной работе, начатой с первых месяцев жизни, можно максимально сблизить не только уровень общего, но и речевого развития с возрастной нормой.
Специалисты различают кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха.
При кондуктивных нарушениях внутреннее ухо человека функционирует нормально. В данном случае проблема возникает во внешнем или в среднем ухе, чаще всего носит временный характер и излечима. Это, например, воспаление среднего уха (отит), образование серных пробок, аномальное строение наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки и др.), инородные тела в ухе и др.
Сенсоневральные нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. К сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер, при которых современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. В настоящее время проводится лишь поддерживающая терапия, определенные профилактические мероприятия, слухопротезирование (подбор индивидуальных слуховых аппаратов) и длительная систематическая педагогическая коррекция.
ПРИЧИНЫ стойких необратимых нарушений слуха:
• наследственные заболевания, сопровождающиеся поражением слухового анализатора,
• вирусно-инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус), токсикозы беременности, особенно в случае их возникновения в первые 3 мес. беременности,
• применение лекарственных препаратов с ототаксическим действием (антибиотиков стрептомицина, канамицина, гентамицина и др., фуросимида, хинина), назначаемых матери во время беременности или ребенку в раннем возрасте,
• родовая травма, асфиксия новорожденного,
• недоношенность (роды ранее 32-й нед. беременности) и/или вес при рождении 1500 г,
• детские вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, тяжелые формы паротита, кори, осложнения гриппа),
• острые и хронические воспалительные процессы слухового аппарата ребенка,
• черепно-мозговые травмы ребенка.
Кроме того, примерно в 30% случаев причину нарушения слуха установить не удается.
Поэтому, если в анамнезе мамы и ребенка имеются какие-либо из перечисленных возможных причин нарушений слуха, и особенно – если в семье были или есть случаи тугоухости, родителям стоит самим проявить инициативу и как можно раньше обратиться к специалистам для проведения полного обследования слуха ребенка.
На специальных занятиях по развитию речи работа ведется в следующих направлениях.
1. Развитие языковой способности детей: сенсорной основы восприятия словесной речи (зрительного, слухо-зрительного, тактильно-вибрационного); подражания предметным и речевым действиям взрослого; умения применять в общении любые усвоенные речевые действия и средства; умения соотносить устное, письменное слово с обозначаемым содержанием.
2. Формирование разных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, дактилирования, слушания) в соответствии с задачами речевой коммуникации.
3. Отработка содержания ключевых тем и речевого материала, сгруппированного по данным темам и предъявленного в различных условиях практической деятельности и ситуациях общения.
4. Специальные языковые наблюдения в целях овладения значениями усвоенных слов, отработки звуко-буквенной структуры или грамматической формы слов в структуре целых предложения (четыре типа логической фразы: вопрос, побуждение, сообщение, отрицание).