Далеко позади осталось начало учебного года и даже крохи-первоклассники в большинстве своем уже успели адаптироваться к школьной жизни и приступили к освоению нового для себя вида деятельности — учебной.

           Мы, родители, отдаем ребенка в школу учится. А понимаем ли мы сами, что это значит? Что это за деятельность такая — учебная?

           Дело в том, что для дошкольника деятельностью, определяющей весь ход его развития является игровая деятельность. В младшем школьном возрасте игровые мотивы постепенно ослабевают и ведущей становится учебная деятельность, а это значит, что именно от нее зависят изменения личности ребенка, происходящие в этом возрастном периоде (эмоционально — потребностной сферы, самосознания) и именно в ней формируются основные психические функции (восприятие, внимание, память, мышление).

           Учебная деятельность имеет сложную структуру и развивается на протяжении всех лет школьной жизни, однако, основы закладываются в начальной школе. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину), а это: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль и оценка. Нас, как родителей, в первую очередь будет интересовать на какие из звеньев и каким образом мы можем повлиять и помочь нашему ребенку.

             Итак, основные звенья учебной деятельности — учебная задача и учебные операции. То есть это система заданий и конкретные операции, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия, которые усваиваются как образец и переносятся на другие задачи данного класса.

            На эти компоненты родители могут повлиять только при выборе системы обучения (традиционная, развивающее обучение по Эльконину — Давыдову; Л.В. Занкову и т.д.).  Осуществив выбор, остается только следовать той системе, в рамках которой обучается ребенок. Главное — не мешать. Поэтому очень замечательно, когда родители имеют хотя бы поверхностное представление об основных принципах освоения учебных задач и способах действий, чтобы быть в состоянии оказать реальную помощь при выполнении домашних заданий.

Рассмотрим вопрос, связанный с выполнением домашних заданий подробнее. Необходима ли помощь, если да, то какая и как долго?

             Очень распространены две принципиальные ошибки: роль ребенка сводиться к неосознаваемому бездумному выполнению инструкций со стороны взрослого или же ребенку предоставляется слишком большая свобода действий при объективной неготовности правильно организовать и выполнить необходимую работу. Самое оптимальное время формировать навык выполнения домашнего задания — это подготовка в школу (старт — школа, группы подготовки и т.п.). Главное, что заданий немного, они как правило, даются в игровой форме и соответственно выполнять их можно «играючись». Но даже если мы будем учиться делать уроки в 1 классе (или позже) принципы останутся неизменными.

             Освоение нового вида деятельности проходит следующий путь: «вместе со взрослым — под контролем взрослого — сам». Руководствуясь этим принципом нам удастся  максимально эффективно обучить ребенка выполнять домашнее задания самостоятельно.

            Итак, первый этап «вместе со взрослыми»: разобрали портфель, достали дневник, разобрались, что задано. Если Ваш ребенок еще не читает, то взрослый озвучивает, что необходимо сделать, а ребенок (если необходимо, то с Вашей помощью) выбирает необходимые средства для выполнения задания (тетрадь, книга и т.д.). То есть задача родителя сделать ребенка активным участником этого процесса, а не пассивным исполнителем, ведь только так со временем сформируется произвольность и ребенок сможет выполнять домашние задания самостоятельно.

          При выполнении конкретных операций в ходе решения учебной задачи ребенку желательно предоставить максимальную свободу. Во-первых, потому что он действительно может лучше знать, что и как делать; а во-вторых , очень желательно поддерживать в ребенке ощущение значимости его статуса школьника, ученика (т.е. теперь и он может в чем-то не хуже разбираться, чем взрослые). Вот на этом этапе Вам очень может пригодиться понимание чему, а главное, каким образом учат Вашего ребенка в школе.

            В любом случае руководствоваться необходимо следующими правилами: если ребенок не просит помощи, то очень желательно не вмешиваться, даже если Вы уверены, что делает не правильно. Возможно, в процессе он сам обнаружит ошибку, и это станет его маленькой личной победой. Вмешиваясь же и исправляя ошибку, вместо ребенка Вы, экономя время, вероятно, лишаете его чего-то большего: личного опыта.

           Итак, выполнили одно домашнее задание, взялись за другое  по тому же принципу.  Старайтесь оставлять ребенку выполнение таких простых (и возможно для Вас незначимых) операций, как закрыть одни тетради-книжки, взять другие. Это очень важно! Для Вас эта последовательность действий проста и очевидна, а для ребенка, поверьте, это очень непросто и очень важно — спланировать (сначала с вашей помощью), выполнить не отвлекаясь, переключиться на следующую операцию. Если эти «связки» при переходе от одного задания к другому будете выполнять Вы вместо ребенка, то это существенным образом замедлит и затруднит освоение этой деятельности.

           Выполнили все задания, собираем вместе портфель. Открываем дневник, озвучиваем расписание на следующий день, отбираем необходимые тетради-учебники, складываем (оговаривая что-куда: например тетради в папку, карандаши-ручки в пенал, книги в большое отделение портфеля и т.д.). Портфель должен быть собран сразу после окончания работы над домашним заданием (а не с утра в спешке, мамой, потому что опаздываем).

            То есть основная Ваша задача разбить весь  процесс выполнения домашнего задания на отдельные операции и распределить, какие операции выполняете Вы, а какие ребенок. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу сотрудничества и предоставить максимально возможную самостоятельность (но не большую, чем ребенок может взять на данном этапе).

            Не торопясь, по мере освоения ребенком новых операций, передавать их ему. Раньше мы читали, что делать, а теперь он сам может — пусть читает. Раньше мы подробно объясняли суть задания и способ выполнения, теперь  он сам разбираеться — пусть делает. Таким образом со временем функция родителей будет заключаться только в контроле.  Сначала контроль и процесса и результата (чтобы не отвлекался и сделал все, что задали), потом — только результата (так как процесс ребенок будет осуществлять сам), а со временем и результат ребенок сможет контролировать самостоятельно. И тогда с гордостью можно будет сказать, что эта деятельность ребенком освоена!

             Пусть наградой Вам, дорогие родители, за Ваше старание и терпение будет мирное и быстрое выполнение домашнего задания и довольная улыбка Вашего маленького ученика.

 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Author

Write A Comment