В семье случилось несчастье. Неожиданно член вашей семьи перестал понимать речь. Он (она) не понимает вас, как бы не слышит, но и вы не понимаете его. Человек произносит неразборчивые звукосочетания, которые состоят из нечленораздельных наборов звуков и обрывков слов. Больной пытается говорить много и непонятно. Он не может контролировать свой слух, свою речь, не понимает вас, не может объясниться. Обращение к врачу необходимо. Врач ставит диагноз: нарушение мозгового кровообращения — афазия.Афазия — полная или частичная утрата речи в результате очагового поражения головного мозга. Это такие поражения как сосудистые нарушения, воспалительные заболевания мозга, черепно-мозговые травмы.

От того, какая зона головного мозга поражена различаются формы афазии — моторная (поражен двигательный речевой центр) и сенсорная (поражен чувствительный центр речи).

Расстройство речи, которое возникло после перенесенного заболевания требует длительного и упорного труда, терпения и настойчивости.

 В височной доле коры головного мозга слева есть отдел, который «различает» дифференцирует все речевые звуки. После инсульта больной воспринимает родную речь как иностранный язык. Больной не слышит собственной речи, окружающие не понимают его. Он страдает, злиться. А если написать? Оказывается, что и писать не может, и читать не может. Потому что процессы письма и чтения начинаются со звуковой системы языка. В большинстве случаев у больного остаются сохраненный интеллект и психика.

 Что же делать? Как помочь больному? Как ему объяснить, что у него нарушена речь? При всех формах афазии Вам небходима помощь квалифицированного учителя-логопеда. Задача больного преодолеть речевые нарушения под руководством логопеда и с непосредственным вниманием и участием всех членов семьи.

Основные принципы восстановления речи больных после инсульта:

— как можно раньше, в первые дни и недели после нарушения мозгового кровообращения помощь медиков (врачей);

— систематические и длительные занятия с логопедом;

— преодоление нарушений речи, письма, чтения, понимания сказанного.

Если занятия начать позже (через 6-10 месяцев после инсульта), то восстановление речи будет происходить медленно.

Моторная афазия характерезуется нарушением экспрессивной речи, потерей способности говорить, иногда речь полностью отсутствует или сохраняется способность произносить только отдельные слова или короткие фразы. При этом наблюдается нарушение звуковой и слоговой структуры слова и аграмматизм.

 Понимание речи в большинстве случаев сохраняется, но не в полной мере из-за неполноценных речевых кинестетических раздражений — это играет важную роль в процессе восприятия речи. Затрудненное понимание речи особенно характерно для детей, у которых к началу заболевания речь еще не сформировалась.

Моторная афазия детского возраста сопровождается недостатками письма и чтения. Моторную афазию следует отличать от общего недоразвития речи, выражающегося в неправильном произношении звуков речи при отсутствии грубый отклонений от нормы в словаре и грамматическом оформлении речи. А в отличии от дизартрии при моторной афазии подвижность языка, губ, мягкого неба не нарушена.

 Восстановление речи при моторной афазии связано с использованием сохраненных слухового и зрительного анализаторов, благодаря чему постепенно развивается речедвигательный (кинестетический) анализ и синтез, вырабатываются речедвигательные навыки. Параллельно проводиться работа по формированию словаря и грамматического строя речи.

 При сенсорной афазии нарушается импрессивная речь (понимание речи), не дифференцируются воспринимаемые звуки речи и слова. Восприятие неречевых звуков  обычно не нарушено.

В основе восстановления речи при сенсорной афазии лежит использование сохраненных зрительного и двигательного анализаторов. Формирование произносительной стороны речи и навыков письма и чтения способствует усвоению смыслового значения слов и позволяет развивать понимание речи.

Кроме моторной и сенсорной, различают еще тотальну афазию, при которой больной не говорит и не понимает речь, а так же амнестическую афазию, когда забываются отдельные слова и их значения.

 Афазия ведет к задержке психического развития, которую отличают от умственной отсталости. При афазии наряду с медецинскими мероприятиями проводится логопедическая работа.

Можно ли восстановить прозношение, подвижность языка, губ, глотки, мягкого неба, которые были «парализованными»? Можно. Это длительный, кропотливый труд самого больного и его родственников. Длительный, но успешный труд.

«Капля камень точит». В основе труда лежит желание самого больного. Вознаграждение за тяжелую работу — радость речевого общения. В этой работе Вам поможет логопед.

Вы приступите к длительному, трудному пути по преодолению того расстройства, которое у Вас возникло после перенесенного заболевания. Оно преодолимо, если проявите терпение и настойчивость и с помощью логопеда будете выполнять последовательную систему тренировок (артикуляционного аппарата) и упражнений. Это длительная работа. Спешить от звука к звуку нельзя. На начальное освоение артикуляционных укладов (уточнение места образования того или иного звука потребуется от 3 до 6 месяцев, а свободно владеть этими навыками возможно через 1-1,5 года при условии вторго и третьего повторения курса упражнений.

Существуют общие повседневные рекомендации для стимулирования активной устной речи.

 Во-первых, в течении дня старайтесь читать больному небольшие тексты, проговаривая медленно и четко слова и звуки. В дальнейшем (через несколько дней) эти тексты, слова или звуки ему нужно будет повторить, а в будущем прочитать и написать. Так используются сохраненная слухоречевая память, планирование и прогнозирование услышанного. Тексты должны быть одни и те же.

Во-вторых, в случае, когда больному трудно произнести звук и слово, сложное для него, надо четко проговорить это слово (проартикулировать), чтобы он увидел их артикуляцию. Больной зрительно воспринимает артикуляционный рисунок этих слов или звуков.

В-третьих, не требуется частоты произношения. Здесь главное, что он уловит слоговую схему слова. Сложные слова произносит по слогам, следя за артикуляцией каждого звука или слова.

В-четвертых, по ходу всей восстановительной работы вводите в речь больного нужные для общения слова («спасибо», «здравствуйте», «добрый день», «как дела?», «вот», «это», «тут», «там», «тот», «да», «нет», «хочу», «могу» и т. д.), имена близких людей, предлоги, части суток, времена года, географические названия и т. д.

 В-пятых, восстанавливая процесс письма полезны зрительные диктанты, а не списывания. Пусть смотрит на лицо, когда вы читаете ему текст (2 раза читаете, 3-й раз повторяете вместе).

Самостоятельно больной может решать арифметические примеры на сложение и вычитание тысяч и гривней.

Всегда используйте в речи глаголы в прошедшем времени. Для мужчин — мужской род (читал, ходил, писал), для женщин — женский род (читала, ходила, писала).

Речь — это сложная система навыков. Эта система пострадала во время болезни. Надо снова научиться говорить, но теперь уже осознанно, по-взрослому.

Author

Write A Comment