Мы все всегда чего-то ждем. Ждем, когда закончим школу, потом университет. Ждем хорошую работу. Потом ждем свадьбу. Не обязательно в этой последовательности, но все же. Затем с нетерпением ждем малыша. Наше сокровище. И вот малыш уже мило спит в своей кроватке. Потом мы ждем, когда он немного подрастет. И конечно, мы ждем, когда малыш начнет сидеть, ходить и говорить.
И вот родители ждут, когда же малыш начнет произносить звуки, агукать, мычать. Потом говорить отдельные слова. Ждут самых желанных слов — «мама» и «папа». И вот уже мечтают о том, как малыш расскажет, сколько нового он узнал за день. Но, к сожалению, ребенок не начнет говорить сам. Простым ожиданием, мы ничего не добъемся. Зачем ждать? Нужно работать в этом направлении!
Итак, для того, чтобы речь малыша развивалась необходимы следующие условия:
- нормальное строение речевого аппарата;
- стимуляция речи;
- развитая мелкая моторика.
Конечно, для того, чтобы ребенок нормально говорил, у него должен быть сформирован речевой аппарат. То есть у малыша должны быть развиты мышцы губ, языка, нижней челюсти и мягкого неба. Это значит, что ребенок должен хорошо открывать рот, легко двигать губами и языком. Все это — подвижность лицевых и челюстных мышц. Мышцы лица, как и мышцы всего тела, нужно развивать. Человек не может сразу сесть на шпагат. Сначала нужна подготовка, растяжка мышц. Так же обстоит дело и с мышцами лица и артикуляционного аппарата.
Как развивать мышцы лица и артикуляционного аппарата? Этим вопросом нужно заниматься практически с самого рождения ребенка. Что необходимо для этого делать?
1. Кривляться. Малыши стараются повторять, все что видят. Поэтому активно используйте мимику при общении с ребенком. Можно немного покривляться перед ним. Показывать ему язык, надувать губы, произносить смешные звуки. Это и игра и развитие мышц. Так Вы развиваете подвижность языка и губные мышцы.
2. Жевать. Давайте малышу жевать твердую пищу. Откажитесь от перетирания еды. Если Вы не научите ребенка жевать, у него возникнут проблемы не только с речью, но и с желудочно-кишечным трактом. Поэтому, давайте ребенку жевать сухарики, морковку, яблоки, огурцы, сухофрукты и отварное мясо. Чем больше усилий будет прилагать малыш, тем лучше у него будут развиты мышцы артикуляционного аппарата.
3. Гимнастика. Для мышц речевого аппарата тоже есть своя гимнастика. Она называется артикуляционной. Это набор упражнений, направленный на укрепление и развитие мышц губ, языка, щек и мягкого неба. Но этой гимнастикой целесообразно заниматься с детьми с 2-х лет. Все упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя видеть. Сначала задания повторяются медленно. Ведь главное не скорость, а правильность выполнения упражнений. Затем темп можно увеличивать. Но только в том случае, если ребенок выполняет все правильно. Кроме того, есть еще и специальные массажи, которые дети могут проводить сами. Это массаж полости рта зубкой щеткой и самомассаж щек. Они так же способствуют укреплению мышц лица. Но для их выполнения Вам необходимо проконсультироваться со специалистом логопедом, который расскажет и научит, как правильно выполнять все упражнения.
Помните, чем раньше Вы начнете работать над развитием речи Вашего малыша, тем быстрее он заговорит!
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись