Дети с нарушением зрения
Чтобы понять, какие дети относятся к этой категории детей, нужно знать, что не любое отклонение от нормы в анатомии или функциях зрительной системы следует определять, как зрительное нарушение.
Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения.
ЗРИТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ — это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град. Определяя, что такое зрительное нарушение, мы одновременно определяем и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании.
Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности.
Причины нарушений зрения.
Врожденные:
- вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп,менингит, токсоплазмоз, и др.),
- нарушениями обмена веществ матери во время беременности;
- наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);
- иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие
нарушения проявляются не сразу).
Приобретенные:
- внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;
- в связи с повышением внутриглазного давления;
- на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;
- недоношенные дети с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.
- Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и
приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения,
может быть несколько.
Методы ранней диагностики.
Очень важна ранняя диагностика детей группы риска.
Существуют определенные тесты для проведения проверки зрения ребенка.
1 тест — проверка на возможность прослеживания глазами за светящимся предметом (фонариком) или яркой игрушкой на расстоянии 10 — 15 см в любом направлении.
Проводится в 4 — 4,5 мес.
2 тест — для проверки остроты зрения. Предлагается выложить на светлый стол хлебные крошки диаметром 3, 1,5 и 0,5 мм. Ребенок в 6 мес. может увидеть крошки диаметром 0,5 мм.
3 тест — на выверение остроты зрения для обоих глаз. Для проведения этого обследования ребенка нужно посадить на колени маме, а напротив них садится ассистент с яркой и интересной игрушкой в руках. Логопед из-за спины ребенка закрывает рукой вначале его правый, затем левый глаз. При попытке рассмотреть игрушку ребенок с нормальным зрением пытается убрать руку или наклонить голову.
Классификация зрительных нарушений.
Различают следующие типы детей с нарушением зрения:
1. слепые дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04),
2. слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2),
3. дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3)
Особенности проявления нарушений зрения у детей.
Т.к. при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира скудны и схематичны.
Речь часто формируется с задержкой. Вместе с тем, сформировавшаяся речь нередко бывает более богатой по лексике, чем у зрячих. Отмечается склонность этих детей к рассуждательству, но слова часто не выражают конкретного их значения или используются неадекватно. Отвлеченные понятия у слепых детей часто усваиваются легче, чем конкретные. Для них характерен высокий уровень развития вербальной (словесной) памяти. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.
Слепота тормозит двигательную активность ребенка.
Формирование навыков самообслуживания замедленно, и они часто не полностью сформированы даже к периоду школьного обучения.
Основные этапы медико-педагогической коррекционной работы.
1. Лечебные мероприятия:
- медикаментозное лечение;
- лазеротерапия;
- лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения;
- лечебная физкультура.
2. Сенсорное воспитание:
- развитие зрительного восприятия и формирования предметных представлений,
- развитие слухового восприятия и внимания,
- развитие осязания.
3. Развитие речи.
4. Формирование различных видов деятельности:
- предметной и игровой, мыслительной деятельности (укрепление взаимосвязи между действием, словом и образом, формирование элементов логического мышления),
- продуктивной (лепка, конструирование, ручной труд),
- элементов трудовой деятельности.
5. Физическое воспитание:
- различные физические упражнения на развитие основных движений, физических качеств (быстроты, точности, равновесия), координации движений;
- занятия по умению ориентироваться в пространстве, преодоления скованности, неуверенности, боязни пространства, возникающих на фоне зрительной патологии;
- спортивные и подвижные игры.
6. Эстетическое развитие:
- музыкальное воспитание и ритмика,
- ознакомление с художественной литературой,
- театрализованная деятельность.
7. Социальная адаптация:
- формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
- формирование представлений о самом себе,
- формирование навыков самообслуживания.