Детвора: девочки — мальчики…. Сколько переживаний связано у каждого родителя и близких с ожиданием появления ребенка именно этого пола. Как часто мы используем противостояние «мальчики и девочки», чтобы обратить внимание на непохожесть и разницу между ними. Как часто мы используем в качестве порицания и орудия воспитания слова: «Ты же мальчик, мужчины так себя не ведут», «Ты же девочка, а ведешь себя как мальчик!».

Еще до рождения ребенка в сознании родителей появляются надежды и представления, связанные с будущим малышом и его принадлежностью к мужчинам или женщинам. Часто можно услышать, как в семье ждут наследника, продолжателя фамилии, приемника семейного дела. Или же, как ожидают появление маминой помощницы…. С этим связывают выбор одежды определенного цвета и атрибутики, соответственно украшается комната, выбирается коляска, игрушки. В сознании заложено противостояние и понимание разницы между мальчиками и девочками.

Появление ребенка и его пол несет информацию о возможных его способностях, характере, виде будущей профессиональной деятельности. Традиции на первый год рождения ребенка гадать «к чему потянется» отражают желание предугадать подобные проявления.

Девочка становится девочкой, а мальчик — мальчиком (не в физиологическом, а культурном смысле) не автоматически, а потому что их так воспитывают. В психологии гендером называется то полоролевое поведение, которое обусловлено биологическим полом, но возникает благодаря социальному влиянию на человека. Гендер — это социальный пол. Стать девочкой/мальчиком — значит сначала неосознанно, потом осмысленно принять ту роль, стереотип поведения, который ожидает от ребенка общество.

В процессе «обучения гендеру» девочек хвалят и поощряют за феминное и осуждают за маскулинное поведение, а мальчиков — наоборот. Это помогает сначала отличать «правильные» образцы поведения от «неправильных», затем — выполнять соответствующие правила и, наконец, включать этот опыт в свой образ Я.

Двухлетний ребенок знает свой пол, но не понимает, что это значит. В три-четыре года он уже различает пол окружающих людей по внешним признакам, например — одежде и прическе. У ребенка нет еще понимания собственной принадлежности. Например, мальчик может просить купить ему юбочку и завязать бантик, а девочка — постричь ее коротко и бриться «как папа». Умение различать пол (свой и других) лишь по внешним признакам не значит, однако, что дети не могут приписывать этим признакам свои значения. Улавливая, чего от них (как девочек или мальчиков) ждут родители и взрослые, дети формируют собственные предпочтения (желание быть мальчиком или девочкой), причем свой пол устраивает их далеко не всегда. Это может вызывать со стороны взрослых как умиление, так и осуждение и даже панику. Примерно к семи годам приходит понимание необратимости своей половой принадлежности, что сопровождается развитием пристрастий и установок внутри своей гендерной группы, осознанным выбором друзей, игр и компаний по интересам.

Чем чаще родители используют в обращении с мальчиками и девочками разные тактики: покупают им специфические игрушки, показывают, в какие игры следует играть девочкам и мальчикам, одевают их, как «правильных взрослых дядь и теть», приобщая с раннего детства к «чисто женским и мужским занятиям» (девочек учат готовить, стирать, пеленать кукол, делать уколы; мальчиков — стрелять, играть в футбол, забивать гвозди, собирать/разбирать конструктор), — тем вероятней, что дети в дальнейшей жизни будут воспроизводить в своем поведении гендерные стереотипы.

Обучение гендеру происходит через «имитацию» (делай, как мама, как папа), «идентификацию» (ты — как мама, как папа) и «интернализацию» (мама/папа — образец, и ты станешь такой/таким же).

Когда мы говорим своему ребенку «хороший мальчик», мы не просто хвалим его за хорошее поведение, но и подчеркиваем возраст, пол, а также соответствие существующим нормативам. Эта лингвистическая форма — не просто слова, а определенный подход, в котором есть ребенок, взрослый, детское поведение, заслуживающее похвалы, потому что оно соответствует мужскому гендеру. Например, слова «не плачь, будь сильным, ты же мальчик». Мальчик слушает и понимает, что это не просто наша оценка его действия, но улавливает черты мужского, которые подчеркиваются нами как правильные.

Чем более девочка воспринимает свой статус как феминный (женственный), тем больше она воспринимает свое тело как хрупкое и немобильное, и тем больше она научается его сдерживать. «Не бегай, будь аккуратной, не лазь по деревьям… — ты же девочка». Девочка в большей или меньшей степени с раннего детства начинает проживать свое тело как объект: быть «настоящей» женщиной — это жить с постоянным ощущением того, что ты будешь предметом взгляда/рассматривания, и того, что в фокусе внимания будет твое тело.

Жесткое присвоение ребенку гендерных стереотипов может приводить к внутриличностным и конфликтам и другим негативным последствиям, о которых мы напишем в следующей статье.

Вера в то, что мужчины и женщины просто должны отличаться друг от друга, глубоко пропитывает как характер воспитания детей, так и взаимоотношения взрослых. Взрослый мир, кажется, расколот еще больше на мир женщин и мир мужчин. Такое представление поддерживается в популярных изданиях, массовой литературе, по телевизору в различных ток-шоу, фильмах. Существует культура народных шуток и высказываний, доказывающая как непохожи мужчины и женщины. Трудно представить, чтобы кто-либо осмелился признать, что люди «с разных планет» могут быть чем-то похожи. А любое отличие еще раз доказывает существование фундаментальной разницы.

Однако, множество современных гендерных исследований признают принципиальную схожесть в отношении многих гендерных стереотипов. Парадоксально, но исследуя различия между мальчиками и девочками, ученые нашли больше сходств! Собранные ими данные не подтвердили, что:
девочки более общительны, чем мальчики;
у девочек ниже самооценка;
у девочек лучше механическая память, а у мальчиков мыслительные способности;
мальчики более аналитичны;
на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков окружение;
девочкам недостает мотивации к достижениям;
девочки лучше воспринимают информацию на слух, а мальчики визуально.

Все эти широко распространенные представления оказались мифами! Подтвердились лишь несколько проверяемых различий: в способности к устной речи (выше у девочек), визуально-пространственной ориентации (лучше у мальчиков), в математических способностях и физической агрессии (и то, и другое выше у мальчиков).

В данной статье нам бы хотелось лишь кратко ознакомить и заинтересовать читателей с самим понятием «гендерное воспитание». Выбранная тема находит широкое распространение не только у психологов и социологов, но и затрагивает фундаментальные вопросы тактики родительского влияния на ребенка. Поэтому понимание понятия «гендера» представляет большой интерес в практике семейного консультирования.

Желаем Вам удачи!

В данной статье использовались следующие источники:

1. Шон Бурн. Гендерная психология.

2. Гендер для «чайников». Коллектив авторов.

 

Author

Write A Comment