Протяну к тебе ладони,

Ты меня, дружок, не тронешь?

Мы с тобой должны поладить,

Можно мне тебя погладить?

Можно дать кусочек хлеба?

Ах, щенка такого мне бы…

Ты пойдёшь ко мне домой?

Ты — согласен? Боже мой!

           Мы, родители, не можем предусмотреть все нестандартные неожиданные жизненные ситуации на пути нашего ребенка, но в наших силах своевременно обучить тому, что мы знаем и умеем сами.

           До определенного возраста самая верная стратегия поведения родителя-уберечь , но наступает момент, когда ребенку жизненно необходимо получать личный опыт, а значит наступает время обучить.   Мы уже поговорили о том, как вести себя взрослым и ребенку, если ребенок потерялся. На этот раз рассмотрим возможные варианты поведения нашего малыша при встрече с чужой или бездомной собакой.

            Основные принципы обучения остаются те же, что и в случае «потерялся»: приблизительно до 3,5-4 лет очень стараемся уберечь, затем обучаем в зависимости от личного опыта и с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

            Итак, собака… Собака, как известно, друг человека. А чужая собака? Чужая собака, тем более бездомная — источник опасности для нашего малыша! Если у Вас есть собака и Ваш ребенок прекрасно с ней ладит — просто великолепно. Но! Чужая собака может не принять те формы поведения со стороны ребенка, которые для Вашей могут быть привычны и приемлемы. Поэтому дите должно знать, что все собаки разные и то, что нравится одной, другую может разозлить. Поэтому недопустимо завидев чужую собаку кидаться обниматься, чесать ей за ухом или таскать за хвост, как привык со своей.

            Если очень хочется оказать внимание чужой собаке, первое, что необходимо сделать — спросить разрешения у хозяина и уточнить, как собака реагирует на детей. Спросить, что именно можно сделать с собакой и как — погладить, поговорить и т.п.; сразу же прекратить, если собака начала проявлять признаки недовольства или об этом попросил ее хозяин.

            Ситуация зеркальная предыдущей: ребенок встретил чужую собаку, общаться с которой желания не имеет, а собака, напротив, проявляет к нему нездоровый интерес. Необходимо окликнуть ее хозяина и вежливо попросить: «Позовите, пожалуйста, собаку, чтобы я мог пройти.». Бежать, делать резкие движения, громко и грубо обращаться к хозяину категорически нельзя — собака может воспринять это как нападение. Спокойствие и вежливый тон — верные помощники.

            Стоит ли приглашать ребенка оказать знаки внимания чужой собаке, если это не его инициатива, тем более вопреки его желанию? Вероятнее всего — нет. Тем более с формулировкой «не бойся, смотри, какая хорошенькая…». Не стоит этого делать хотя бы потому что собака-это животное, а если еще и чужое, то если не бояться, то опасаться-это нормальная реакция Вашего ребенка!

             Отдельный случай, когда Вы пытаетесь, как Вам кажется, помочь своему ребенку преодолеть уже имеющийся страх перед собаками-очень распространенная, но малоэффективная техника. Не терзайте ребенка предложениями «не бояться» и «подойти ближе», это ему никак не поможет, а совсем наоборот. Можно дома в привычной для малыша обстановке безопасности и комфорта поговорить и поиграть на эту тему.

           Во-первых, не отрицайте его страх ( «Бояться только малыши», «Ты что трус?», «Это же совсем не страшно» и т.п.). Наоборот, необходимо согласится с очевидным-ребенок имеет право испытывать страх. И если ребенка что-то испугало, значит ему страшно! Это нормально. От того что Вы будете призывать его не бояться, он бояться не перестанет, а вот стыдиться своих эмоций и скрывать их наверняка начнет.

            Во-вторых, озвучьте, что Вы рядом и готовы ему помочь, защитить.

            В-третьих, обнимите, дайте ощущение физической безопасности.

            В-четвертых, обучите поведению с чужими и бездомными собаками. Можно в виде сказки, которую Вы сочините вместе, можно в виде игры, сюжет которой-Ваша с малышом фантазия в рамках заданной темы. Главное, знать чему учить и делать это с обоюдным удовольствием.

           Итак, первое, что должен усвоить ребенок: собака-это животное, а значит предугадать ее поведение очень непросто. Собаки бывают разные. У них разный характер, повадки, привычки, отношение к чужим людям и детям. Собаки бывают чужие и бездомные.

            Как вести себя с чужими мы уже разобрались. Теперь о бездомных. Эти собаки, как правило, охраняют какое-либо место, которое они считают «своим» (часть двора или улицы, стоянка автомобилей, пустырь и т.п.). Предугадать, как они отреагируют на появление того или иного человека очень сложно. Они могут быть весьма спокойны, но при приближении незнакомого человека или людей вдруг вскакивать и лаять. Страшно! Но и здесь первое и самое главное правило-не убегать. Действительно очень страшно, когда на тебя лает собака, но нужно ребенку обязательно объяснить, что это сигнал от нее, что нападать она пока не собирается, а только предупреждает. Нужно показать свое согласие с ней. Если же человек побежит, собака будет его догонять-так уж она устроена, а когда догонит, то вряд ли будет «договариваться». Итак, если бездомная собака на нас залаяла мы:

  • Стоим на месте (желательно прислонившись спиной к забору, стене или дереву, если таковые оказались рядом)

  • Не кричим, не плачем

  • Не делаем резких движений (не машем руками-ногами)

  • Не поворачиваемся спиной

  • Не смотрим в глаза

  • Очень-очень стараемся не показать, как нам страшно и медленно (не поворачиваясь спиной) начинаем уходить

 

            Особенную нелюбовь у собак бывает вызывают автомобили и велосипеды. Ну с автомобилями проще-пусть вызывают, мы то в безопасности. А с велосипедом стоит разобраться. Если взрослому, возможно, и удастся уехать от бегущей за ним собаки, то ребенку вряд ли. Поэтому даже не стоит пытаться и дразнить собаку, тактика должна быть следующая: слезть с велосипеда и отойти от него, постоять, пока собака немного не успокоится, затем покинуть опасное место, взяв велосипед за руль. Если собака никак не успокаивается и продолжает бросаться на велосипед, необходимо оставить велосипед на месте и медленно уходить самому. Здоровье несоизмеримо важнее. Велосипед придется забрать позже кому-то из взрослых, задача ребенка-обезопасить себя.

             Мы постарались рассмотреть наиболее распространенные возможные варианты взаимодействия ребенка с собакой. Если заблаговременно обучить малыша в безопасной домашней обстановке в форме игры, то с наибольшей степенью вероятности Ваш ребенок окажется готов и отреагирует адекватно, а значит сможет избежать потенциальной опасности в любой подобной ситуации.

           И Вы сможете быть уверены, что собака действительно друг человека!

 

Оксана Ерошенко, психолог Центра развития и коррекции речи «Lalio» 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Author

Write A Comment