Слух и ребенок
Первые годы жизни ребенка имеют принципиальное значение для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков. Основная особенность раннего возраста заключается в безграничных возможностях ребенка познавать окружающий мир, овладевать культурой человеческого мышления, общения, развитой речью, различными формами деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной.
В вашей семье прибавление. С появлением малыша происходят значительные изменения в поведение всех членов семьи. Они безмерно рады с одной стороны, а с другой, каждый начинает понимать, какую долю ответственности за воспитание и обучение он на себя возлагает. Новый шаг в развитие малыша (впервые улыбнулся, научился держать головку, сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал первое слово) дарит ощущение счастья окружающим его людям. Но что же делать, если ваш ребенок не реагирует на звучащие игрушки и на собственное имя, не обращает внимания на тихий голос, старается жестами показывать то, что ему нужно? Или же к году его словарь составляет не более 10 лепетных слов?
Уважаемые взрослые, вы должны помнить, что самая большая ошибка — это бесконтрольно пустить все на самотек. В настоящее время определены медицинские и педагогические методы раннего (с первых месяцев жизни) выявления детей с нарушенным слухом. При подозрении на снижение слуха у ребенка родителям необходимо обратиться в сурдологический центр, где аудиологическое исследование проводится с использованием объективных методик.
Большое значение для развития ребенка имеют условия, в которых он воспитывается, отношение к нему окружающих взрослых, их воспитательное воздействие. В раннем детстве имеется возможность приблизить процесс становления устной речи у неслышащего ребенка к аналогичному процессу у нормально развивающихся сверстников. Одним из основных условий этого является проведение интенсивной систематической работы по развитию слуховой функции.
Необходимо помнить, что воспитание ребенка с нарушенным слухом требует создания таких условий, при которых он может слышать в той или иной степени обращенную к нему речь, а также воспринимать звуки окружающего мира, слышать собственный голос. Поэтому для улучшения жизни слабослышащих и глухих детей важнейшим является проведение адекватного слухопротезирования (при отсутствии противопоказаний к звукоусилению).
Родителям необходимо терпеливо приучать малыша к аппаратам, постепенно увеличивая время пребывания в них. В основном дети негативно реагируют на ушные вкладыши. Нужно посмотреть, нет ли покраснения, опрелости ушной раковины. Если видимых причин для беспокойства нет, малыша следует отвлечь от аппаратов и вкладышей игрой с ним.
Напомним, что ранний и дошкольный возраст — сензитивный период для развития практических, умственных способностей, выработки нравственно волевых качеств, формирования характера и личности ребенка в целом. Необходимо создать специальные образовательные условия для развития речевого слуха, обогащения практики речевого общения со слышащими людьми, активного участия родителей в совместной с сурдопедагогом деятельности по воспитанию и обучению своего ребенка. Именно в процессе общения у ребенка развивается понимание речи, а в дальнейшем и самостоятельная речь.
С первых дней обучения работа с малышом должна контролироваться сурдопедагогом. Он спланирует занятия, подберет необходимый материал, покажет, как правильно строить общение с ребенком, познакомит с методикой коррекционной работы.
Плодотворное сотрудничество родителей, сурдолога и сурдопедагога является залогом успешности коррекционного обучения, преодоления трудностей в работе с ребенком с нарушенным слухом.
Итак, уважаемые взрослые, вы должны помнить, что любое снижение слуха в той или иной степени отразится на развитии и поведении ребенка. Большинство неслышащих детей во втором полугодии третьего года жизни начинают резко отставать в психофизическом развитии от своих слышащих сверстников. Поэтому, для предотвращения всех этих неприятностей, необходимо обратиться к специалистам — сурдологам и сурдопедагогам — в самом раннем возрасте— в момент, когда вы впервые обратили внимание на снижение слуха у ребенка.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
1. Ранняя диагностика.
2. Своевременное, сразу же после установления диагноза, слухопротезирование.
3. Регулярные занятия с педагогами (сурдопедагогом, логопедом, психологом).
Ребенок с нарушением слуха нуждается в активной помощи его родителей!
В статье использованы материалы книги Ф.Ф. Рау «Особенности воспитания слабослышащего ребенка»