Каков речевой багаж  детей раннего возраста?

Активный словарь детей в двухлетнем возрасте состоит преимущественно из существительных и глаголов и составляет по исследованиям различных авторов 50 — 200 слов . Третий год жизни является очень важным этапом в развитии речи детей. За этот год словарь должен значительно обогатиться и будет составлять 800 — 1000 слов, которыми ребенок активно пользуется. Дети должны научиться выражать свои мысли предложениями, употреблять почти все части речи . Поэтому нужно будет преодолеть немалые трудности на пути развития речи, и помочь в этом должен взрослый. Ведь зачастую родители не знают как общаться с маленьким ребенком, в какие игры играть, какие сказки читать. В итоге либо слишком « сюсюкают », или обращаются с ребенком, как со взрослым, требуя от него то, что он сделать еще не в состоянии.

Роль взрослого в развитии речи детей раннего возраста

Ребёнок родился и с первых секунд он окружён взрослыми людьми. Ходит ли он в детский сад и находиться в окружении других взрослых, или находиться дома с родителями, так или иначе, он всё время находиться рядом со взрослыми.. Именно взрослые  создают ту речевую среду, в которой растет ребенок и которая в  дальнейшем непосредственно влияет на его речевое развитие. Ведь очень важно, чтобы речевое воздействие в окружении ребёнка было полноценным, то есть взрослые говорили чётко, понятно, с нормальной силой голоса.

Что же делать взрослому, и как  создать такие условия, при которых дети будут активно приобретать положительный  речевой  опыт?

 

Рекомендации  по речевому  развитию  детей раннего возраста

 

Совет первый.

Уделяйте больше внимания  интонационной окраске речи. Малыши очень реагируют на тон голоса. Хотя они еще не понимают много слов, но по тону и интонации взрослого могут понять им довольны или нет. Но с интонациями надо быть осторожными! Дети устают от однообразного тона, а потому мозг дает команду « выключаться » и они  уже не слышат взрослого . Поэтому, следует чередовать эмоционально окрашенную речь взрослых со спокойной, тихой речью.

 

Совет второй.

 

Больше разговаривайте с детьми. Следует не просто давать указания, а разговаривать, т. е. общаться . Ведь от вещания, которое будет слышать ребенок, зависит объем пассивного словаря, а он то  впоследствии станет активным . Если взрослый, возьмет за правило все объяснять малышу, то малыш  будет внимательно  прислушиваться к его речи.

Скажем, собираясь на прогулку, речь может быть приблизительно такой : «Маша, мы идем на улицу. Там сейчас прохладно, потому что осень. Поэтому, нужно тепло одеться. Сейчас мы оденем теплые вещи: штанишки, свитер, кофточку и шапочку. Нам тепло. Мы будем гулять и смотреть на желтые листочки». Предложения должны быть короткими, состоять преимущественно из существительных и глаголов . Постепенно в речи следует вводить прилагательные и местоимения.

  Например: «Посмотри, у тебя шапка красная, а у меня синяя» , « Чья это красная шапка ? (Моя.) Чья красная куртка ? (Моя.) Чей красный свитер ? (Мой ) ».

 

Совет третий.

 

Используйте малые стихотворные формы. С детьми раннего возраста, следует широко применять стихотворные фольклорные произведения и стихи. Они помогут обратить внимание детей на определенные действия и достичь желаемых результатов в различных жизненных ситуациях.  Предлагаются  стихи(см.http://www.ljpoisk.ru/archive/2338038.html   http://www.fun4child.ru ), которые можно использовать :

  • во время кормления ребёнка ;
  • во время гигиенических процедур в ванной комнате ;
  • во время одевания (раздевания) ребёнка ;
  • при укладывании малыша спать и т.д. .

 

Таких стихов очень много. Их можно подобрать на свой ​​вкус или соответственно интересам ребёнка. Очень важно правильно подбирать и использовать произведения. Стихотворение должно быть небольшим, состоять преимущественно из существительных и глаголов.

 

Совет четвертый.

 

 Активизируйте речь ребёнка. Для этого можно воспользоваться различными приемами, в частности очень эффективным является прием совместного проговаривания знакомого стихотворения, когда дети говорят последнее слово в каждой строке.

Продолжить работу со стихотворением можно, использовав иллюстрации к нему. Следует показать картинку с изображением предмета описанного в стихотворении, которая позволит активизировать речь ребёнка с помощью вопросов по содержанию стихотворения. При этом  разборе стихотворения к  речевым ответам можно подключить и движения руками, телом.

Напомним, что предложения должны быть короткими. Если введено новое слово, надо употреблять его в каждом предложении, не заменяя на слова «в нем», «на нем». Так нужно отрабатывать каждый стих .

 

Внимание! Следует помнить, чтобы слово из пассивного словаря перешло в активный, ребенок должен сказать его много раз в различных ситуациях. Однако не надо перегружать Вашего малыша большим количеством слов. Если от ребенка требовать произносить слишком много сложных, длинных слов, результат может быть печальным — заикание .

 

Совет пятый.

 

Широко используйте упражнения для пальчиков. Это очень важно для развития речи. Здесь вам пригодятся игры — забавы, как: «Сорока — ворона», « Ладушки — ладушки », «Идет коза рогатая», «Этот пальчик», « Пальчик, пальчик, где ты был?». Ведь дети очень любят действия с речевым сопровождением.

 

Совет шестой.

 

Следует выбирать сказки и произведения в соответствии с возрастом детей. Лучше купить сборник народных сказок для самых маленьких, чем энциклопедию для школьников. Детям раннего возраста стоит рассказывать сказки с многократными повторениями, как: «Репка», «Колобок», «Коза — дереза​​» и другие. Такую сказку ребенку легче запомнить и воспроизвести. Какими способными не были бы дети, самостоятельно они не смогут узнать о простых вещах, которые их окружают.

 

Помните!

 « Родители для ребёнка — образец для подражания».

 

Инесса Зыбина, логопед Центра развития и коррекции речи»Lalio»

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

  ← предыдущая запись

Author

Write A Comment