РЕЧЕВЫЕ «ОШИБКИ»

            Что такое речь? Звуки, слова, фразы. Мысли, сказанные вслух. А еще это способ. Способ развития, самопознания, взаимодействия с окружающим миром. И малыш только учится владеть универсальным инструментом — собственной речью. Учится на чужом примере и на собственных ошибках. Поэтому речь ребенка не только умиляет, забавляет, радует, но еще иногда волнует, беспокоит, огорчает. Почему так происходит? И что с этим делать? Попробуем разобраться вместе.

          Когда ребенок не говорит. Молчит, укает, показывает пальцем, говорит на «тарабарском», или произносит только отдельные слова, когда сверстники уже свободно декламируют раннего Пастернака. Такой ограниченный запас речевых навыков может вполне устраивать малыша, но, как всегда, маловат для родителей. Тогда возникают резонные вопросы: «Кто виноват?», и «Что делать?» И если виновных найти достаточно легко: экология, технология, психология, наследственность, генетика, медицина, то со вторым вопросом будет сложнее.
          Все психическое развитие ребенка можно уместить в одну фразу: «СТИМУЛ — РЕАКЦИЯ».То есть, на стимул из внешней среды — улыбку, слово, просьбу, еду, объятия, похвалу, возможность достижения желаемого, — есть определенная реакция у малыша, например, совершить нужное действие, повторить звук, слово, фразу, меняться, расти, учиться чему-то новому. Бывает так, что речевых стимулов не хватает — ребенок большую часть времени предоставлен сам себе, никто от него ничего не требует и не хочет, речевая среда обеспечивается только компьютером и телевизором. Иногда ребенок просто никак не реагирует на эти самые стимулы, или реагирует негативно, отворачивается, убегает, сопротивляется. Тогда тормозится или искажается его речевое развитие. Но эта проблема решаема. Родителями, которые могут обеспечить малыша необходимым речевым сопровождением его деятельности, заинтересовать, привлечь внимание к удивительному миру звуков, слов, рассказов, сказок, песен. С помощью четкого, усиленного произношения, эмоций, выразительности и собственного энтузиазма. Если малышу сложно, не все доступно и легко, вследствие ограниченных возможностей, тогда помогут специалисты — логопеды, психологи, врачи. Своевременно разобраться в причинах, скорректировать, подтолкнуть, исправить, поддержать. Только при активном участии родителей, которые вникают, осознают, меняют взаимоотношения и меняются сами, верят и ожидают. Ведь речь у ребенка появляется только тогда, когда ее ожидают.
          Когда ребенок говорит не так. Быстро или медленно, с запинками, смазано, искажая звуки, недоговаривая окончания, путая предлоги. Речь ребенка только формируется. Развивается на протяжении нескольких лет, вплоть до школьного возраста. Поэтому не все проходит гладко. В этом никто не виноват, но ответственность несут все. Родители, которым надо говорить четко, правильно, по делу, внимательно следить за речевым развитием ребенка, чтобы помочь на крутых поворотах. Бабушки и дедушки, которые должны следить за родителями, которые должны вовремя среагировать на речевые нарушения. Специалисты, которые должны рассказать бабушкам и дедушкам о том, что происходит с детьми и что с этим делать, чтобы бабушки и дедушки передали родителям и так далее. 
       Главное помнить, развиваем (играем с язычком, жуем твердую пищу, перебираем крупы пальчиками, лепим, рисуем, читаем, поем) дома. Корректируем (формируем правильные артикуляционные уклады звуков, автоматизируем в слогах, словах и фразах, дифференцируем звуки) только с квалифицированным специалистом.
          Когда ребенок говорит не то. Слова бывают разные. Короткие и длинные, существительные, прилагательные, глаголы, наречия и т.д. А еще слова бывают хорошие и плохие. Так устроена наша полосатая жизнь: черное и белое, печаль и радость, победы и поражения. И есть определенный лексикон, чтобы выразить, передать всю гамму чувств, эмоций, переживаний. На счастье, ребенок растет среди людей, живых, эмоциональных, таких разных людей. Никакая часть жизни не проходит мимо малыша. Он, как губка, впитывает все вокруг, для того, чтобы потом сделать выбор, свой собственный. Понять, что хорошо, а что плохо. Что приемлемо для него самого, а что лишнее, вносящее дискомфорт и негатив в его жизнь. Для этого нужно все попробовать, пощупать, почувствовать, проговорить, повторить и посмотреть на реакцию. А реакция бывает разной. Особенно бурная она у родителей, когда они слышат от маленького ангелочка трехэтажную брань. Какими еще «подвигами» можно привлечь столько внимания к себе! И малыш повторяет снова и снова волшебные слова, от которых волосы дыбом у всех окружающих. Без всякого злого умысла, до конца не понимая значения многих слов, не желая кого-то обидеть или оскорбить, просто играя и экспериментируя. Поэтому нужно сделать все, чтобы эксперимент не удался — никак не реагировать. Сдержанность, холодность, до полного равнодушия со стороны взрослых — и потеряется всякий смысл и интерес к «этим» словам. А взамен можно предложить другую альтернативу — слова, от которых растает любое человеческое сердце: «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Только пусть малыш учится говорить их у своих родителей!
     Речевые ошибки — это уроки. Уроки взаимоотношений. Такие важные, такие сложные, такие трепетные. Обязательно с домашними заданиями, с работой над ошибками, с маленькими победами и большими успехами. А оценку поставит сама жизнь.

Author

Write A Comment