Уже совсем скоро Ваш беззаботный малыш станет первоклассником. Еще недавно он много времени проводил, занимаясь своими любимыми делами. А через какое-то время ему предстоит начать длительный путь школьной жизни. И каким будет это начало, во многом зависит от заинтересованности и участия самых близких людей.
Для шести — семилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение. Дошкольник становится школьником, осуществляется переход в новый социальный статус. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
— хорошее физическое состояние ребенка;
— развитый физический слух;
— нормальное функционирование ЦНС;
— развитая общая и мелкая моторика;
— владения знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
— произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать;
— познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
— коммуникативная деятельности, готовность к сотрудничеству, взаимопомощи.
Наличие данных предпосылок в младшем школьном возрасте способствует формированию новых необходимых для обучения качеств. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание ребёнком общественной значимости его новой деятельности.
Многие родители понимают, но не всегда правильно представляют, что скрывается за понятием «речевая готовность к школе». Поэтому, давайте разберемся, что всё таки подразумевается под данным понятием.
1. Звуковая сторона речи.
Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
Школьники, у которых отклонение в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
2. Сформированность фонематических процессов.
Это умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. В норме, к четырем годам ребенок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие. Именно развитое, на достаточном уровне, фонематическое восприятие является неотъемлемой частью формирования четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не выговаривая звуки, ребенок сохраняет слоговую структуру слова (машина-масиня)). Ребенок с легкостью овладевает грамматическим строем речи и успешно осваивает чтение и письмо
Стоит задуматься, если:
— ребенок постоянно заменяет одни звуки другими (шапка-сапка);
— взаимные замены звонких и глухих согласных (бочка-почка);
— взаимные замены твердых и мягких согласных (полка-полька).
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу:
-
умение слышать и выделять звуки в слове;
-
слышать и выделять первый и последний звуки в слове;
-
умение определять место звука в слове;
-
различать и называть слова с определенным звуком;
-
делить слова на слоги;
-
составлять слова из слогов;
-
называть звуки в слове по порядку.
Дети должны знать, понимать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, мягкий, твердый.
Стоит задуматься, если:
— ребенок не называет первый звук в слове;
— ребенок не слышит заданный звук в слове;
— ребенок не называет звуки в слове по порядку.
Фонетические и фонематические дефекты — одна из причин возникновения у детей дислексии и дисграфии. Дети, у которых не сформирована звуковая сторона речи и фонематические процессы, могут смешивать звуки сходные по артикуляции и звучанию. Это препятствует овладению навыками звукового анализа и синтеза, что в последствии может способствовать возникновению дисграфии и дислексии. Когда ребенок пропускает звуки, заменяет другими или искажает, значит у него не достаточно хорошо сформирован фонематический слух. Это в свою очередь, может привести к стойким нарушениям в письменной речи. Для преодоления этого дефекта необходимы специальные коррекционные занятия.
4. Сформированность лексико- грамматического строя речи:
— словарь ребенка до 3500 слов. Он должен уметь классифицировать и обобщать предметы по группам (транспорт, одежда, посуда и т.д.). Активно использовать в своей речи антонимы, синонимы, а также различные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, предлоги и др.)
— к семи годам ребенок должен уметь пользоваться различными способами словообразования и словоизменения (пирог из яблок -яблочный, чашка-чашечка…)
— согласовывать имена существительные и имена прилагательные (красное платье, красный автомобиль, ласковое солнце…), правильно употреблять относительные и притяжательные прилагательные (заячьи уши, лисий хвост…)
— уметь образовывать и использовать в речи слова со значением единственного и множественного числа.
— уметь правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях.
Стоит задуматься, если ребенок:
— неправильно образовывает множественное число имен существительных (ухи-уши, домы-дома…)
— неправильно употребляет окончания при согласовании (четыре самолета, пять самолета-пять самолетов…)
5. Связная речь:
— уметь последовательно, связно, четко и точно формулировать основную мысль высказывания;
— владеть навыком полного и краткого пересказа, использовать в предложениях второстепенные и однородные члены; составлять предложения по опорным словам и картинкам;
— составлять самостоятельно рассказ — описание, рассказ по картине, из личного опыта.
Стоит задуматься, если ребенок смог только перечислить предметы и явления, изображенные на картинке (цветы, солнце, бабочка, дерево…)
Если попросить ребенка рассказать, что он видит на картине, то результаты могут оказаться весьма неожиданными для родителей. Одни дети могут с легкостью рассказать о событиях, составив большой и связный рассказ. Другие, с трудом свяжут несколько предложений, возможно даже с ошибками. Некоторые, только и смогут, что перечислить предметы и явления.
6. Мелкая моторика.
Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым и сложным для него видом деятельности — письменной речью, рука должна быть готова. Слабость, неразвитость кисти рук не позволяет ученику выработать красивый почерк, выдержать длительное напряжение мышц руки в процессе письма, успевать за темпом работы класса. Состояние мелкой ручной моторики оказывает влияние на формирование речевой деятельности в целом.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению к школе, — одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в диалоге с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договорится со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношение с людьми, препятствует успешному обучению, и нередко, накладывает отпечаток на его характер.
В школе дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для развития полноценной речи необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь не совершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь понимали и сверстники, и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из важных причин возникновения у детей нарушений письма и чтения.
Всем известно, что совместная деятельность родителей и специалистов благотворно и эффективно влияет на коррекционный процесс.
В этой связи, основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ними до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше начата коррекция, тем лучше ее результат.
Литературоа:
Дубровина И.В. «Готовность к школе», М. 2001
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)