В эпоху вездесущего, всемогущего, всезнающего Интернета, легким движением руки с помощью компьютерной мыши мы можем устроить свою личную жизнь, подружиться с миллионом друзей, побывать в любом уголке планеты и при любом недомогании смело поставить себе диагноз и назначить лечение. Но у такой жизни онлайн бывают серьезные последствия, только уже в реальности. Как же сохранить здравый смысл под воздействием настоящего информационного террора? Полезная и не очень, достоверная и выдуманная, ориентированная на узкий круг специалистов и доступная всем, модифицированная нездоровыми потребностями общества информация учит нас быть осторожными, ответственными, критичными, избирательными. Особенно в вопросах детского развития и воспитания. Включаем логику, ориентируемся на основные закономерности развития психики, и выясним для себя простые истины успешного речевого развития малыша.

              Ребенок учится говорить с первых дней своей жизни у родителей, для родителей, с помощью родителей.

           Первые шесть лет — самые важные для формирования речи малыша. За первый год появляются первые звуки, первые слоги, первые слова. На втором году складываются предложения, каждый предмет, каждое явление находит свое название. С трех до пяти лет речь ребенка стремится быть похожей на взрослую: формируется правильное звукопроизношение, уходят смягчение и шепелявость, окончания и предлоги становятся на места. В шесть-семь лет малыш учится читать и писать. Происходят эти чудеса только в процессе непосредственного общения с мамой и папой. Никакие развивающие компьютерные программы, игрушки, витамины, пальчиковые игры не заменят речевого взаимодействия взрослого и ребенка. Глаза в глаза, эмоциональная, внятная, четкая речь, называние всех предметов, которые интересны, нравятся малышу, диалог в процессе совместной деятельности (постройка башни из кубиков, собирание и разбрасывание картинок, игрушек, рисование, лепка, а также приготовление пищи, мойка папиной машины, поход в магазин). Хороший образец для подражания, тесная эмоциональная связь, адекватные требования к речи ребенка (нужно улыбнуться, сказать слово, проговорить фразу, чтобы получить еще больше любви, ласки, и комфорта) — вот самые необходимые условия для своевременного речевого развития. 

               Развивать можно и нужно дома, корректировать только со специалистом.

           Речь малыша развивается в силу физических возможностей (особенности формирования психических процессов, строение и функциональность речевого аппарата), и под воздействием внешней среды (папы с мамой и окружающего мира). Когда ребенок говорить не хочет — зачем лишний раз напрягаться, все и так доступно, взрослые воспитаны и построены, есть куча времени для более интересных занятий: компьютер, мультики, догонялки, — необходимо менять взаимоотношения внешнего мира с малышом в первую очередь дома. Когда все условия созданы, а речевое развитие все равно запаздывает, выяснить причины и решить проблему может только специалист (невролог, психолог, логопед). Коррекция речи также необходима, когда есть нарушения темпо-ритмической стороны речи (замедленный, ускоренный темп, запинки), дефекты произношения (искаженные звуки, отсутствие или замена звуков в речи после 5 лет), неправильное употребление предлогов, окончаний, проблемы с чтением и письмом. Немаловажную роль в коррекционном процессе играют родители. Активное участие, понимание того, что, для чего и какими методами исправляется, эмоциональная поддержка помогают быстрее достигнуть желаемого результата.

             Правильная речь — основа успешного обучения в школе.

          Мы, хорошие родители, подходим к вопросу о подготовке ребенка к школе очень серьезно. Закаляем организм будущего школьника, учим читать и писать, и обязательно английский язык с лучшим репетитором. Только иногда упускаем действительно важное условие для удачного старта в школе — состояние речи ребенка. У маленьких грызунов гранита науки есть известная закономерность — как слышу, так и пишу. Но существует и другая — как говорю, так и слышу. Поэтому, если есть проблемы со звукопроизношением, возможны проблемы и с правописанием. А высокий уровень речевого развития — это сформированность фонематических процессов (восприятие звуков речи на слух), необходимых для обучения чтению и письму, залог развития познавательных процессов (памяти, внимания, словесно-логического мышления), уверенность в себе и своих силах.

         А самое необходимое для речи и счастья малыша — ответственные, сознательные, любящие родители.
 

Author

Write A Comment