Когда родители приходят на консультацию к логопеду, часто задают вопрос: ребёнку уже 2 или 3 года, но он не говорит или говорит совсем мало и есть ли повод для волнения — может, нужно просто подождать а все само наладится? Давайте обсудим данные вопросы.
Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку в формировании речи:
1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки, т.е. неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. Итог- у ребенка не формируется мотивация речевого общения: в первом случае- не к кому обращаться, во втором — незачем, его и так поймут и всё будет сделано вовремя;
2) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. В данной ситуации требуются не только изменения условий воспитания, но и помощь специалистов невролога; детского пихолога;логопеда и сурдолога или сурдопедагога. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания. К тому же, если родители малыша, у которого отмечаются проблемы с развитием речи, постоянно просят его: «скажи», «повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма, который может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Также, проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи,- это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Что же делать? Нужно начинать заниматься развитием речи у ребенка как можно раньше. Самым эффективным периодом считается возраст от 1.5 до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции.
Важно обратить внимание родителей на тот факт, что в общении с ребёнком, особенно раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст — будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительным или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко — слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие — либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка, т.е. развивается речь — развивается интеллект.
Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Начинать тренировку пальцев рук ребёнка необходимо с раннего возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно точными и энергичными. Например: можно давать рвать на мелкие куски бумагу (дети делают это с удовольствием). Также можно предложить малышу крупные бусины, которые можно перебирать или нанизывать, складывать деревянные пирамидки, вкладыши. Движения, при этом, осуществляются двумя-тремя пальцами. В дальнейшем, задания усложняются: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Также, необходимо делать массаж пальчиков и ладошек используя специальные колечки су-джок и мячик-ёжик. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (напр., «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Прилетели гули» и т.п..). Начинать лучше с самых простых постепенно усложняя задания. Если необходимо потешку пропевать- не стесняйтесь! Малыш будет с интересом прислушиваться к мелодии и в скорости попытается воспроизвести её сам. В начале он может протягивать одну гласную, а в дальнейшем будут добавляться согласные, слоги, слова и фразы.
Читайте и рассказывайте детские сказки и стихи. Ваше чтение должно быть настолько эмоциональным и выразительным, что бы ребёнку хотелось вслушиваться в вашу интонацию. В дальнейшем, старайтесь больше говорите с ребенком, озвучивайте(оречевляйте) все свои действия, комментируя окружающее, произносите их четко, внятно, разборчиво и терпеливо.
Если есть ощущение тревоги по поводу медленного формирования речи обратитесь за консультацией к узкопрофельным специалистам: логопеду, детскому психологу, неврологу.
И самое главное: не раздражайтесь и не стесняйтесь того, что ваш ребенок до сих пор не разговаривает. Ваша любовь и ваше терпение обязательно помогут преодолеть эту проблему.
Удачи Вам любящие и заботливые родители.
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)