Подростковый возраст — такой многозначный, пугающий часто взрослых, период. Уже в самом названии столько эмоционально-окрашенного подтекста, обозначающего как непросто справляться с взрослеющим ребенком. Вот лишь некоторые определения: «трудный период», «переходной возраст», «критический», «переломный» период. Его с опасением и долей тревоги ждут родители, на него ссылаются педагоги, когда не получается найти общий язык со старшеклассником. Еще до недавнего времени ребенок был в семье помощником, послушным, отзывчивым к просьбам, успешным в учебе, и вдруг стал меняться — появились секреты, стал неопрятен, замкнут, вспыльчив, раним, иногда черствый к проблемам семьи, забросил школу, предпочитает «свою» одежду, и т.д. Трудный этот период и для самого подростка. Поэтому так хочется, чтобы в этот период родители больше понимали своего взрослеющего ребенка. Развитие подростка — это начало поиска своего уникального «Я» в нашем часто запутанном, противоречивом мире. Сколько уроков, сколько встреч переживает человек, прежде чем понять и найти себя. Путь, который начинается в подростковом периоде и длится всю жизнь. Это путь индивидуализации.
Границы этого периода довольно условны, так как уровни биологического и психологического созревания совпадают лишь отчасти. И все же в период с 11-12 и до 18 лет психика ребенка «вызревает», прежде чем наступит период достаточной устойчивости и равновесия. Физическое развитие — это один из самых заметных признаков созревания. Максимальная интенсивность увеличения длины и массы тела у девочек приходится на 11-12 лет, а у мальчиков на 13-14 лет. К 15 годам большинство девочек выглядят физически вполне созревшими. Чем раньше развитие начнется, тем более бурно оно протекает, тем короче будет его период и раннее окончание.
Этап физического развития сопряжен часто с переживанием «превращения» своего физического тела. Все новые физические ощущения тревожат и заставляют сторониться подростка, избегать того, что, как ему кажется, может повлиять на его внешность и связанные с этим телесные ощущения. Оценка признаков маскулинности для мальчиков и феминности для девочек начинает приобретать первостепенное значение. Мальчики в это время часто противятся стрижке, девочки начинают бурно экспериментировать с одеждой и косметикой. Поэтому задача внимательных родителей — помочь найти компромисс в восприятии подростком образа себя и внешним атрибутом. Пусть дочь считает, что у нее длинный (короткий) нос, постарайтесь вместе подобрать нужную прическу, скрадывающую этот «недостаток». Почитайте вместе журналы о моде, стиле одежды, это сделает вас товарищем и помощником своему взрослеющему ребенку. Сколь бы ни была нелепа на взгляд взрослых подростковая мода, надо помнить, что за ней стоит. С ней подросток может чувствовать себя как все, не выделяться среди других.
Центральным вопросом в сознании подростка является вопрос: «Какой Я?», формируется самосознание. В компаниях однополых сверстников идут обсуждения, сравнения себя с другими, в ходе которого каждый хочет быть «лучше» и боится оказаться «хуже» других. Подросток становится зависим от мнения сверстников, от их оценки, что формирует и его самооценку. Именно в силу «проблемности» принятия и восприятия себя подростки так бурно реагируют на замечания протестом. Поэтому, отвергая вмешательство взрослых, подросток одновременно нуждается в их помощи.
Особое значение для подростка обретает развитие вторичных половых признаков. Подросток ни сколько радуется появлению новых внешних признаков, сколько тревожится: «А все ли нормально? А так ли?». Признаки нормального развития кажутся искажением, воображение рисует ужасные картины. А по сравнению со стандартами, предлагаемыми в массовой культуре (звезды телевизионных программ, кинозвезды и т.п.), подростки чувствуют себя просто гадкими утятами, стыдятся своей внешности.
Физиологическая перестройка выражается также в нарушении гормонального равновесия, как у мальчиков, так и у девочек. На лице могут появляться прыщики, что приводит к раздражению и неуверенности в себе подростка. У девочек из-за временного повышения уровня мужских гормонов повышается рост волос на ногах. У мальчиков гормональный дисбаланс может приводить к болезненному набуханию грудных желез, проходящему через год-два. Поэтому так важно быть рядом со своим ребенком, разделяя его переживания, объясняя и поддерживая его возможными способами.
Подростковая среда становится для ребенка наиболее значимой, потому что там «такие же, как я», а значит, «я могу себя с ними сравнивать и понимать». Такое стремление проявляется в группировании со сверстниками и реакции эмансипации (высвобождении от влияния взрослых). Чтобы почувствовать себя самим собой, испытать себя, узнать об окружающем нас взрослом мире, подросток стремится уйти из-под опеки взрослых, вернее, почувствовать себя высвобождающимся от нее. По-сути, подросток только так может впервые ощутить себя взрослым. И как бы родителям не хотелось уберечь ребенка от трудностей жизни, надо понимать, что этот период дает возможность подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни. Стремление внешней атрибутикой быть похожим на кого-то — это желание дать себе ответ, что мне нравится, я с этим определился.
Как же понять психологию своего взрослеющего ребенка. Почему его поступки часто нелогичны и бывает так трудно с ним договориться. Очень часто реакция эмансипации, как желание быть самостоятельным, дает родителям повод воспринимать подростков по-настоящему взрослыми и наделять их большей ответственностью. Но как оказывается, стремление к самостоятельности не связано с пониманием и принятием этой ответственности, а скорее вызвано желанием признать родителями права на самостоятельность. Поэтому придумайте, обсудите с ребенком и дайте ему выбор, какие новые полномочия и правила появятся, чтобы он чувствовал с одной стороны, свою взрослость, а с другой, мог нести ответственность.
Постарайтесь также объективно оценить ту ситуацию, в которой находится ребенок. Родители часто не замечают, что с их стороны подросток в основном испытывает сверхконтроль и гиперопеку. Представьте себе, что, приходя домой, вы слышали бы изо дня в день вопросы: «Ну, как дела?», «Сколько заработано?», «Начальство тобой довольно?», «Почему надел легкое пальто сегодня?», «Опоздал на работу?», «Не забудь поесть в обед». А ведь как бы утрировано не звучали эти слова, дети многие годы их привыкли слышать. Добавьте к сказанному объективную нагрузку в школе и на дополнительных занятиях, «длинный нос» в восприятии себя, не всегда лучшие оценки со стороны сверстников, — и вы поймете, что подростку необходимо, прежде всего, принятие его всяким. Родители должны своим примером демонстрировать возможность принять ребенка и хорошим, и плохим, тогда этому научатся и сами подростки. Их самооценка не будет столь уязвима, если в психическом плане будет модель и опыт принятия себя разным. В ситуации неуспеха выразите отношение к самому событию, но не к ребенку: «Мне жаль, что тебе поставили низкую оценку, постарайся исправить, или давай позанимаемся вместе». Следует избегать фраз: «Ты совсем скатился…», «школа тебя не интересует…» и т.п.
Кроме всего, в период взросления взрослеют и чувства подростков. Так, появляется до того неизвестная привязанность к кому-либо, подросток влюбляется. Сколько новых глубоких переживаний несет в себе это чувство: надежду и растерянность, где-то одиночество и решимость, стеснение и мечтательность! При этом подросток осознает свою половую принадлежность и предпочтения, меняет поведение, делает первые шаги в познании своей сексуальности.
В это же время, на примере общения в кругу своих товарищей закрепляются ценности данной группы, появляется понимание ценности морали поведения, жизненных позиций, установок группы и их сравнение. Подросток активно закрепляет данные нормы, даже если они со знаком минус. Группа также дает толчок необходимой гибкости поведения. Подростку приходится искать свою позицию и постоянно подстраиваться под сложившеюся иерархию в группе.
Таким образом, подростковый возраст — это этап масштабного поиска себя, своей идентичности. Этап, когда человек впервые сталкивается самостоятельно с миром, чтобы познать себя. Этап, когда формируется «ядро» будущей личности, ее предпочтения, ценности, сексуальность, самооценка. Этап, во время которого перестраиваются и взрослые, и подросток, и даже сам его организм, и хорошо бы, чтобы в этот момент взрослые наверняка знали, что это нормально, ведь их ребенок взрослеет!
Желаем Вам удачи!
Ольга Бабичева, психолог Центра развития и коррекции речи «Lalio»
При составлении данной статьи были использованы литературные источники: А.Грецов. «Практическая психология для подростков и родителей»; В.Каган. «Психосоциальное воспитание детей и подростков».
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)