Очень часто родители спрашивают совета: как быть, если ребенок, несмотря на все их старания, упорно действует левой рукой — держит ложку, рисует, хватает? Является ли эта особенность детей врожденной? Нужно ли переучивать левшу и во что бы то ни стало добиваться, чтобы он все делал правой рукой? Ведь еще до недавнего времени массово бытовало мнение, что деток-левшей следует обязательно переучивать, изменять их «недостаток». Итак, что же стоит за таким знакомым и таким непонятным словом «левша»?!
В настоящее время принято считать, что в силу наследственности у правшей сильнее развита левая половина головного мозга, поэтому правая рука доминирует. При более сильном развитии правого полушария мозга, доминирует левая рука. В данном случае имеется в виду леворукость или праворукость.
Если учитывать асимметрию больших полушарий и другие психические функции, то можно выделить группу чистых «правшей» (с ведущими правой рукой, ухом, глазом) и группу праворуких (у которых при ведущей правой руке ведущим ухом и /или глазом являются левые). Также неоднородно могут быть представлены группы левшей (с ведущей левой рукой) и амбидекстеры (с ведущими обеими руками). Описанные комбинации встречаются не так уж редко и все представляют варианты нормального функционирования.
Широко известно, что принципы работы правого и левого полушарий носят характер дихотомий, различающих эти принципы. Так, речевые и опосредованные речью функции преимущественно связаны с работой левого полушария мозга; участие правого полушария связано с анализом и синтезом наглядно-образной информации. Данное разделение не строго, так как в речевых операциях могут присутствовать наглядно-образные компоненты, а в наглядно-образных операциях — вербально-логические. Считается также, что левое полушарие отвечает за произвольность регуляции психической деятельности (произвольная регуляция движений, действий). Правое полушарие по такому принципу отвечает за автоматизированные операции. По способу восприятия информации, левое полушарие «отвечает» за последовательное, развернутое во времени восприятие и переработку информации. Правое полушарие «воспринимает» целостно, одномоментно.
Межполушарная асимметрия обусловлена биологически и является врожденной особенностью. Однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение полученных навыков. Из этого очевидно, что использование ребенком левой или правой руки не его прихоть, не желание его или окружающих. Это, прежде всего, отражение мозговой организации психической деятельности человека, врождённая, а не приобретённая особенность. Поэтому вмешательство и переучивание нельзя менять по своему усмотрению, как невозможно поменять биологическую природу человека.
Следует отметить, что наличие фактора левшества во многих случаях предполагает атипичное протекание психического развития ребенка. Обычно у левшей наблюдаются искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования психических функций: чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций и т.п. Кроме того, они являются «группой риска» в плане возникновения «логоневрозов» (заикания), расстройств аффективно-волевой сферы. Вот почему к обучению такого ребенка следует подходить очень внимательно, грамотно учитывая его индивидуальные характеристики.
Особенности обучения детей-левшей связаны с тем, что для освоения любого материала им приходится прибегать к опосредованию информации. То, что для правшей воспринимается и усваивается естественно, непосредственно, детям-левшам необходимо трансформировать и перекодировать искусственно, осознанно. Например, многие из нас не задумываются, когда пишут слова на бумаге, научились, раз и — готово! Для левшей же подобное освоение письма становится сложной операцией, решение которой требует специального «внешнего» алгоритма. Например, ребенку необходимо вначале запомнить пространственный шифр: верх — «голова», низ — «пол», право — «окно», лево — «часы», и уже после этого ориентироваться в написании букв. (Буква «Э» повернута язычком к часам, буква «А» стоит ножками на полу).
Трудности вызывает освоение любой пространственной информации. Для того, чтобы обучить маленького левшу как пользоваться ложкой, кисточкой, ножницами, одеваться, завязывать шнурки, возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное действие. Необходимо буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную информацию.
Соответственно и более сложные пространственные операции для левши оказываются проблематичными — чтение, письмо, счет, запоминание, воспроизведение рассказа по картинке, понимание времени по часам и прочее. Именно поэтому, формирование у ребенка-левши пространственных представлений — одно из необходимых условий его учебных успехов.
Одна из часто встречаемых в этом плане ошибок — зеркальное изображение букв — может постепенно исправиться, если Вы предложите слепить буквы из пластилина или скрутить их из мягкой проволоки. Похожим образом можно поступить и при освоении пространственных предлогов «над-под», «в — на», «зад — перед». Потренируйтесь вначале в хорошо знакомом месте, комнате, с игрушками. Усвоив правильно конкретное расположение предметов, поменяйте их местами.
Усвоение абстрактного материала облегчается при предварительном конкретном действии левши. Например, до того, как Вы расскажете об интересных явлениях природы, проведите «практическое занятие» с малышом в парке. Потрогайте, понюхайте различные травы и цветы, походите по луже, разворошите муравейник, а уже потом расскажите об их появлении и пользе.
Помните, что любая интеллектуальная нагрузка достаточно более энергоемка для левшей, чем для правшей. Поэтому не торопите их в речи и письме. Речевые спонтанные высказывания ребенка соответственно могут быть замедленными, с элементами неправильного построения предложения. Такие речевые недостатки успешно корректируются при адекватной коррекционной работе. Научитесь вместе с ребенком четко выговаривать сложные слова. Важно, чтобы он как можно чаще слышал красивую, правильную речь. Не понимайте ребенка-левшу с полуслова! Он должен вместе с Вами и вашими подсказками научиться строить правильно предложения.
Обратите внимание учителя в школе на то, где сидит ребенок: желательно, чтобы левша сидел так, чтобы доска находилась от него как можно правее.
Если Ваш ребенок пользуется обеими руками одинаково хорошо, и Вы не можете уверенно сказать, какая рука у него доминирует, то мы не рекомендуем искусственно формировать его предпочтения. Не стоит вкладывать игрушку или карандаш в правую ручку, лучше кладите эти предметы прямо посередине стола, так ребенок сможет проявить свои собственные задатки. И, наконец, занимайтесь теми видами практической деятельности, которые развивают обе ручки сразу. Это обязательно позитивно отразится на дальнейших успехах будущего школьника. Занимайтесь игрой на фортепиано, лепите ручками из пластилина или теста, рисуйте десятью пальчиками.
В заключении хочется отметить, что правильная оценка возможностей ребенка-левши позволит подобрать адекватную именно ему программу психолого-педагогического сопровождения. А часто неординарные способности таких деток позволят нарастить более широкий диапазон их достижений.
Желаем Вам успехов!
Материалы написаны при использовании книг:
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002г.
Хомская Е.Д. Нейропсихология.М., 2007