Бытует такое мнение, что «дети солнца» могут самостоятельно научиться всему. Подрастет, и сам будет говорить, одеваться и играть. К сожалению, такое мнение ошибочно.  Для детей с синдромом Дауна педагогическая помощь просто необходима с первых недель жизни. Ребенка необходимо развивать в первую очередь физически. Так как развитие малышей с Синдромом происходит иначе. Они начинают сидеть, ходить, говорить позже общепринятых норм. Помимо физического развития необходимо заниматься и интеллектуальным развитием ребенка. Так как интеллектуальные возможности таких детей намного выше, чем принято считать в нашем обществе.  Еще немаловажно обучать малыша общению. Учить говорить и общаться необходимо для лучшей адаптации ребенка в окружающем его мире.

            Возможности детей Солнца зависят в большей мере от серьезности и  целеустремленности родителей.

             Если обратиться к статистике, то мы увидим, что у 95% людей с Синдромом речь является одним из слабых звеньев. Обращенную к ним речь они понимают хорошо, вот только говорят плохо.

            Раньше ученые считали, что проблема с нарушением артикуляции у  Солнечных людей присуща только им. Но наука не стоит на месте. И ученые доказали, что все логопедические нарушения, которые встречаются у людей с синдромом Дауна, так же встречаются и у людей с обычным хромосомным набором. А это означает, что методы по устранению данных нарушений не только существуют, но и применяются в логопедической коррекционной работе.

             Хотя однозначно утверждать, что речевые проблемы у всех людей с Синдромом одинаковы, нельзя. У каждого они индивидуальны, как и личность их владельца. И чем раньше начинается логопедическая работа, тем четче и понятнее становится речь таких детей.

            Логопед консультирует родителей и детей  в возрасте 1-го года. Такие консультации необходимы в первую очередь родителям. Чтобы не упускать драгоценное время и правильно развивать речевые способности малыша.

             Всем известно, что развитие речи начинается с лепета. Лепет помогает улучшить подвижность речевого аппарата. Так же, благодаря лепету малыш учится слушать и слышать себя. Это умение очень важно для развития речи. Ведь из-за особенностей строения слухового аппарата дети могут плохо слышать свою речь. Поэтому, ранняя диагностика слуха и ЛОР врача поможет грамотно построить логопедическую коррекционную работу.

            В возрасте от 1-го года до 3-х лет ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Ему все интересно. Что это? Что с ним можно делать? Такой период называется предметно-ознакомительный. В этот период особо важна совместная деятельность ребенка и родителей. Малыш внимательно наблюдает за действиями взрослого и его реакциями. Затем он пытается повторять и подражать взрослым. Совместная игровая деятельность к концу этого периода позволяет развить игровую деятельность со сверстниками.

           Во время игр родители должны соблюдать следующие рекомендации:

●    называть предмет (кубик, мяч, машина, кукла и т.д)

●    описывать предмет (его форма, цвет, величина, вкус, запах и т.д)

●    показывать, что с этим предметом можно сделать

            В этот момент ребенок должен смотреть и слушать взрослого, а так же пытаться повторить действия с предложенным ему предметом. Если малыша что-то отвлекло, повторите сказанное и показанное снова.

              Совместная игровая деятельность, когда взрослый озвучивает свои действия, будет побуждать малыша к диалогу. На этом периоде развития ребенок будет активно использовать жесты и мимику для общения. В дальнейшем, слова, которые называл взрослый, будут пополнять пассивный словарь ребенка. А затем малыш будет использовать их при общении.

         Хочется обратить внимание на такой важный момент. В период с 2-х до 3-х лет будет наблюдаться явный дисбаланс между пониманием речи окружающих и развитием собственной речи. Слова «скажи», «повтори», «еще раз» в возрасте от 1-го до 2-х лет лучше исключить при общении с ребенком. Это может привести к речевому негативизму. Но как же развивать речевую активность? Ответ прост. Активно используйте такие вопросы и слова как: «покажи», «дай», «принеси», «угадай». При этом после вопроса делайте небольшую паузу, давая понять ребенку, что Вы просите. А затем сами же и отвечайте. Таким образом, Вы будете показывать, как необходимо отвечать или вести себя. Малыш все будет запоминать, и пытаться повторить.

           Еще раз уточним, что детям с Синдромом необходимо больше времени для усвоения и закрепления всего нового.

             На речь детей с Синдромом очень влияют особенности анатомического строения речевого аппарата. Это создает дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения.  А оно в свою очередь влияет на окрас голоса и речи.

              Для того чтобы поддержать и развивать лепетную речь малыша необходимо:

●    установить зрительный контакт с ребёнком (расстояние не более 20-25 см),

●    разговаривать с ребенком: говорите «а», «о», «у», «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и т.п.

●    при общении улыбаться, кивать, побуждать ребёнка быть внимательным.

●    не перебивать ребенка во время лепета,

●     сохранять с ним зрительный контакт,

●    варьировать голос, менять тон и громкость,

            Такое общение с малышом рекомендуем проводить несколько раз в день по 5-10 минут.

             В возрасте 2-х лет необходимо повторно обратиться за консультацией к логопеду. В этот период необходимо научить малыша подражать простым действиям взрослого. Ведь у малышей с Синдромом полностью отсутствует спонтанное подражание. Каждому действию его необходимо научить.

             Например, постучите кулаком по столу, стулу и т.д и произнесите «тук-тук». Или уроните мяч или другой предмет и озвучьте ситуацию — «бух». Поощряйте любые попытки ребенка повторить за Вами. Даже самые незначительные. Но если малыш не реагирует, возьмите его за руку и покажите, как нужно стучать, бросать и говорите «тук-тук», «бах», «топ» и т.д.

            Когда малыш освоит одно движение, приступайте к изучению нового. Тут на помощь родителям придут пальчиковые игры, потешки. Задания, когда движения сопровождаются речью. Однако одно упражнение более трех раз подряд повторять не стоит. Оно может быстро наскучить ребенку.  Это может вызвать сопротивление или протест касательно занятий.

            Очень важной частью логопедической работы является постановка речевого дыхания. У детей с Синдромом дыхание поверхностное. Чаше всего они дышат через рот. Поэтому очень важно научить малыша закрывать рот во время вдоха и вдох делать через нос.

            Когда ребенок научиться правильно вдыхать, приступают к обучению  контролируемого и правильного выдоха.  В этом помогут такие упражнения как:

●    дуть через трубочку в мыльную воду, пускать пузыри,

●    дуть на шарики, перья, вертушки,

●    сдувать со стола бумажки, вату,

         Во время упражнений на выдох, необходимо следить за щеками ребенка. При выдохе они не должны надуваться.

         Из-за гипотонии (ослабление мышц) у детей с синдромом Дауна подвижность губ и языка маленькая. Это приводит к гнусавости и хриплости голоса. Что бы привести в порядок речевой аппарат логопед обучает малыша артикуляционной гимнастике. Благодаря этим упражнениям мышцы губ, языка и щек укрепляются и их подвижность увеличивается.

         Для развития разговорной речи стоит соблюдать ряд простых правил.

            Называйте предметы, которые на данный момент заинтересовали ребенка. Спросите: «Это мяч?» И ответьте: «Да. Это мяч». При таком разговоре используйте минимальное количество слов. Предложения должны быть простыми. Речь должна быть четкой и медленной. При таком общении малыш должен видеть ваши губы. Это будет побуждать его повторять за Вами.

            Терпения Вам заботливые и любящие родители! Пусть общение приносит Вам радость и удовольствие!

 

 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

  ← предыдущая запись

Author

Write A Comment