Чтобы красиво говорить  необходимо уметь правильно дышать!
           Жизнью  речи  считают  дыхание.
           Системное  ежедневное  выполнение  в  определенное  время  различных  по  своему  характеру  логоритмических  упражнений: утренняя  дыхательно-голосовая  зарядка  с  движениями, упражнения на релаксацию, пение  гласных  и коротких  песенок, упражнения  на  сочетание  ритма  движений  и  речи  и т. п., приучает  детей  к установленному  щадяще-оздоровительному  режиму. Под влиянием  регулярных  логоритмических  занятий  в  организме  и  психомоторике  происходит  положительная  перестройка  различных  систем,  например: сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной,  сенсорной, иммунной и др.
           Специальные упражнения  по  гимнастике  дыхания  позволяют  нам  обычное  непроизвольное  дыхание  постепенно  перевести  в  произвольное.

 

 Полноценный, правильный вдох обеспечивает насыщение кислородом головной мозг, что в свою очередь даёт возможность концентрации внимания, реакции выполнения действий (речевых, мыслительных, двигательных и т.д.).
           Дыхание даёт силу уму
           Важно овладеть техникой речевого дыхания, так как дыхание является энергетической основой речи.
От ротового выдоха зависит продолжительность фразы, которую мы произносим, читаем, пишем.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.
Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. О значении дыхания и артикуляции часто говорят специалисты в области фониатрии.  Н.А. Работников в одной из своих книг пишет: «Голосовая функция тесно связана с дыхательной, так как с анатомической стороны и та и другая выполняются одними и теми же органами.»
Работой, в том числе, и дыхательной системой руководит ствол мозга- структура нервной системы, располагающаяся в черепе.
Правильность дыхания в процессе речи, так называемое «речевое дыхание», характеризуется коротким вдохом через нос и продолжительным выдохом через рот. При нарушении или недостаточном умении владеть им, проводятся занятия по упорядочению дыхания.
Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически.
При речи и пении используется комбинированное носоротовое дыхание, поэтому тренируем и то и другое.

           Использование логопедом – в процессе воспитательно- коррекционной работы упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляционной гимнастики повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
           Немаловажным является и тот факт: умение правильно дышать отлично помогает справиться со стрессовыми ситуациями, повышает уровень энергии организма и функционирования мозга, обогащая кровь кислородом, делает выразительной речь и привлекательный внешний облик. Сейчас самое время потренироваться в брюшном дыхании,чтобы с лёгкостью перенести полученный навык в ситуацию, когда умение расслабиться и набраться сил перед предстоящей нагрузкой гарантирует половину успеха.

  •    Вдохните через нос. Следите, чтобы плечи не поднимались. Выдох производится маленьким порциями через сжатые губы: длительный и плавный. Щёки не надуваются (для начала их можно придерживать ладошками). Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению.
  •    Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик.
  •    Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трёх.
  •   Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох.
  •    Повторите упражнение не более 3х раз. Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным.
  •            Работу по развитию речевого дыхания лучше проводить поэтапно. Сначала тренируется длительный речевой выдох на отдельных звуках, потом — словах, затем — на корткой фразе, при чтении стихов и т. д. Упражнения на дыхание необходимо выполнять каждый день и по возможности в игровой форме, чтобы ребёнок выполнял их с интересом и удовольствием.
               Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. Оно улучшает навыки чтения — кодирование и декодирование, а также способствует связной эмоционально окрашенной речи. Его хорошо выполнять перед контрольными работами или в ситуации напряжения.
               Трудно переоценить значение использования этих упражнений. Именно в раннем детстве особенно важно создать прочную основу для последующего всестороннего развития и укрепления здоровья ребенка, а так же красивой и грамотной речи.

     

     

    Author

    Write A Comment