Этот вопрос задают себе все родители, которые заботятся о развитии своего ребенка.
Чтобы убедиться, что речевое развитие вашего ребенка соответствует норме — вам необходимо обратиться к специалисту или провести обследование самостоятельно:
1. Обследование связной речи — составление ребенком рассказа повествовательного характера по картинке, составление рассказа по серии картинок.
2. Обследование грамматического строя речи — составление предложений по картинкам, проверка сформированности навыка согласования местоимений «мой», «моя», «моя», «мои» с именами существительными, использование предложно — падежных конструкций, навыков словообразования и словоизменения.
Недочеты в грамматическом оформлении речи в логопедии называются аграмматизмами. Необходимо различать истинные аграмматизмы, причинами которых является несовершенство речевого развития ребенка, и возрастные, обусловленные особенностями становления языковой системы ребенка, т.е. ошибки роста.
3. Обследование навыка звукопроизношения на знакомом ребёнку речевом материале, выявление правильности произношения звуков родного языка в естественной речи.
Формирование звукопроизношения при нормальном речевом развитии завершается примерно 5 годам. К этому времени ребенок должен научиться правильно произносить все звуки (фонемы) родного языка, правильно использовать их в самостоятельной речи и не смешивать между собой.
Если у ребенка, независимо от возраста отмечаются искажения какого-либо звука при произнесении, т.е. звук есть, но он «неправильно» звучит или заменяется другим «неправильно» звучащим звуком, вам срочно требуется консультация логопеда.
Тревожным симптомом является смешение звуков — ребенок вместо одного звука, который умеет говорить, например, «ш»,- произносит «с»: сапка, а не шапка, коска, а не кошка. Аналогичные ошибки ребенок может сделать в дальнейшем при чтении и на письме, у него возникают трудности в освоении школьной программы и, соответственно, неусвоенные знания.
4. Обследование слоговой структуры слова. Проверяется, правильно ли ребенок произносит слова, состоящие из разного количества слогов, и как сочетает звуки в этих слогах.
Слог — минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов, различных по составу, постепенно. Поэтому у дошкольников сложные, малознакомые слова могут вызывать трудности при произнесении. К школе ребенок должен освоить основные типы слоговых структур.
5. Обследование фонематического восприятия. Задачей этого раздела является выявление готовности ребенка к обучению чтению и письму: насколько он различает звуки родного языка, воспринимая их на слух.
Уровень сформированности словарного запаса ребенка, темп говорения, беглость речи, наличие запинок, качество голоса и другие параметры можно определить по ходу всего тестирования.
Инструкции даются в игровой форме, так, чтобы ребенку было интересно рассматривать картинки и составлять по ним рассказы. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить его отвечать правильно, не высказывайте своего недовольства! Похвалите: « Молодец! Ты хорошо отвечаешь». Учтите, вы обследуете, выявляете ошибки в развитии ребенка. Обучать малыша доверьте все же специалисту. Ваш ребенок не должен бояться ошибок! Помните, он еще маленький, он еще многому научится.