Ваш малыш. Помните, как он тянул к Вам ручки, как бормотал разные непонятные слова, как бегал в песочнице и по лужам? Помните первый класс, первые уроки? А помните, как он бежал к Вам с радостью в глазах? Как радовался от похода в парк аттракционов? И вот он вырос. Что же изменилось? Сейчас он говорит, что Вы его не понимаете, он злится, расстраивается, бунтует.  И Вам становится ясно, Вы действительно перестали понимать своего ребенка, перестали понимать своего подростка. Что же делать? Как найти с ним общий язык? На каком «языке» говорить с подростком? Для Вас ничего не изменилось. Ваш ребенок был и есть ребенком, который еще «не знает как жить», у которого нет опыта. Для Вас он все еще маленький мальчик или девочка, он просто пытается играть взрослого. Но если в Ваших глазах ничего не изменилось, это еще не значит, что это так. У подростка поменялось очень многое. Да, он все еще живет в семье, он ее часть. Он растворен в этом семейном «МЫ». Но подросток начинает искать себя, искать свое собственное «Я», поэтому он начинает критично смотреть на семейные традиции и ценности, он начинает выделять себя, свое собственное «Я».

     В этот период родителям важно понимать, что ребенок взрослеет и свое отношение к нему нужно менять. Ни одному взрослому не понравится, если с ним будут обращаться, как с маленьким. Родителям следует не навязывать своего внимания и любви, но быть готовым к обсуждению проблем подростка.         Подростку не подойдут выражения: «Ну, дорогой, ну что у тебя случилось? Тебя кто-то обидел?». Таким образом, Вы показываете, что он еще ребенок, а Вы- сверхзаботливые родители. Это будет только раздражать его и выводить из себя. Но это не означает, что Вы не должны ни в чем помогать ему. Для подростка важно чувствовать и понимать, что родители готовы к сотрудничеству, что они готовы помочь ему и дать совет, как самостоятельно решить какую-либо проблему. Кроме того, родителям следует быть готовым к тому, что у подростка могут поменяться авторитеты.

  В подростковом возрасте у ребенка меняется ведущая деятельность. Если в младшем школьном возрасте — это была учебная деятельность, т. е. ребенок был полностью поглощен учебой, то в подростковом возрасте — это межличностное общение. Подросток учиться находить общий язык со сверстниками своего и противоположного пола, учиться рефлексировать (анализировать себя и свои поступки), используя все свои знания, которые были приобретены в младшем школьном возрасте.

      Родители должны быть готовы к первой серьезной любви своих детей, к тому, что они будут проводить большое количество времени вне дома, а так же к тому, что родители перестанут быть авторитетом для подростка. Чаще всего авторитет подростки находят все семьи: это или сверстник или кто-нибудь немного старше подростка. Родители должны понимать, что это явление временное.

    Следует отметить, что общение подростка с родителями тоже изменяется. Под влиянием возникающего чувства взрослости подростки начинают активнее отстаивать свои права на самостоятельность, пытаются ограничить претензии со стороны взрослых по отношению к себе, очень болезненно воспринимают реальное или кажущееся ущемление их прав.

    Но несмотря на бунтарство и чувство взрослости, подросток как никогда нуждается в поддержке. Наилучший вариант, если родители будут выступать для подростка в качестве друга, не обременяя его своей заботой и опекой. Если Вы показываете подростку свою готовность помочь, а не навязываете свою помощь, ребенок сам придет к Вам!

     Поиски себя и своего «Я» для подростка начинаются с отделения от семьи, от семейного «МЫ». Но для подростка все еще важно чувство общности. Вроде бы он и хочет быть самостоятельным, независимым, но он так же и боится этой взрослости. Для него важно быть причастным к чему-то. Так подростковое «Я» находит новую группу, в которую может влиться, — группу сверстников-единодумцев.

      Если вспомнить более ранее детство, то дружба детей завязывалась в основном по признаку территориальности. В подростковом возрасте дружба завязывается уже по интересам. Подростки объединяются в группы. Если в семье подростки больше негативисты, в группе же сверстников они конформисты. Это хорошо видно в одежде подростков, в их речи и поведении. Часто можно заметить на улице девочек в одинаковых футболках или курточках, с одинаковыми прическами.

       С чем это связано? С желанием быть как все, не быть «белой вороной», быть принятым в коллективе. Принятие сверстниками является для подростка значимым фактором, который влияет на самооценку.

       Это чувство общности приводит к тому, что от подростка можно часто услышать такие фразы как: «Хочу новый телефон! У всех моих друзей уже давно новые, а у меня все еще старый!», «Хочу кожаную куртку! У всех подружек есть, а у меня нет!». Подобные фразы говорят не о зависти ребенка, хотя такой аспект тоже имеет место быть, а о том, что без этой какой-то конкретной вещи подросток чувствует себя «белой вороной» и боится быть не принятым группой, отвергнутым ею. Этот страх приводит к тому, что подросток всеми возможными способами приспосабливается к группе и начинает разделять мнение группы, даже если оно противоречит мировоззрению подростка.

    Однако это случается редко, так как сейчас подростки могут разделить свое мировоззрение с другими единомышленниками в рамках различных подростковыхсубкультур. Что же это такое? Это некоторая группа людей с определенным мировоззрением. Каждая субкультура хочет чтобы ее было видно, хочет отличаться от других. Поэтому есть неписанный свод правил у каждой субкультуры, который касается одежды, поведения и речи. Каков психологический подтекст подростковых субкультур? Все очень просто. У подростка есть внутреннее противоречие — хочу быть взрослым, но не хочу быть один. Ведь быть взрослым означает брать ответственность за себя и свои поступки, т. е. фактически быть одному.          Субкультура как раз и решает это противоречие. Принадлежность к субкультуре с определенным мировоззрением — это проявление чувства взрослости. Вот ребенок уже взрослый, он уже «не в семье», он сам выбрал свое мировоззрение. А с другой стороны, это и принадлежность к определенной группе, к определенному «МЫ».

      Кроме того, субкультура так же решает и другое противоречие подростка: хочу отличаться, но хочу быть как все. Так подросток в субкультуре отличается от взрослого своей одеждой, которая иногда экстравагантна и вызывающа, и тут же он и не отличается от своих сверстников, ведь они точно в такой одежде. Кто-то однажды сказал: «Субкультура — это лучший способ убить индивидуальность». И это действительно так.

  Кроме своей одежды подростковые субкультуры отличаются своей речью. Часто можно встретить подростков, которые говорят, но складывается ощущение, что они говорят на другом языке, Вы совсем не понимаете о чем идет речь. Все что можно разобрать в их разговоре — это союзы. Всему виной сленг.

      Сленг — это тот же способ подростка и выделиться и быть как все одновременно. Бытует мнение, что сленг «засоряет» язык, что он останавливает развитие воображения, что он тормозит умственное развитие и что от него скуднеет речь.

         Да, несомненно, все эти факторы имеют место быть. Однако нам следует говорить так же о том, что сленг как психологическое явление необходим для подростка. И субкультура, и сленг помогают подростку выделить свое «Я», найти себя, познакомиться с другим мировоззрением. Это не значит, что сленг — это всегда и везде хорошо. Наилучший вариант, если подросток умеет лавировать и переключаться. Хорошо, если со своими сверстниками он говорит на «их» языке, а с родителями и другими взрослыми — на более литературном. Да, сленговая речь действительно делает речь более скудной, но стоит так же отметить и положительные стороны сленговой речи для подростка. Если в группе принято употребление сленга, а подросток его не использует и общается исключительно на литературном языке, группа перестанет принимать его. Почему?

     Во-первых, просто из-за непонимания.

  А во-вторых, они могут считать это проявлением снобизма и отголосками родительской речи и отношения. Вот чего-чего, а родителей даже в виде сверстников, подростки не хотят видеть в своей группе. Кроме того, сленг, как это не странно и не печально, сейчас помогает подросткам выражать свои мысли, ну хоть как-то. Да, проблема подростковой речи сейчас на лицо. Они не могут, не умеют выражать свои мысли. Почему? В чем причина? Почему раньше подростки могли, а сейчас нет?

  Во-первых, раньше не было такого большого количества технических новинок (телефонов, компьютеров, планшетов, айфонов, айпадов и т. д.). Дети больше общались сами по себе, между собой. Они больше взаимодействовали. Помните переменки в школе? Все гоняют по школе, девочки в уголках шепчутся, мальчики тренируются в ловкости, силе и изобретательности. После школы, дети дружно идут домой. Чем развлекать себя минут 10 по дороге домой? Разговорами, шутками, анекдотами и даже сплетнями. Пришли домой, покушали, сделали уроки и давай гулять. Лазить по деревьям и заборам, играть, в общем общаться. Что же сейчас? Сейчас практически у каждого ребенка с раннего возраста есть, как минимум, телефон. Дорога в школу сопровождается играми на телефоне или прослушиванием музыки. Переменки все проходят в «телефонах» и т. д. Да, дети сейчас общаются, общаются по поводу технических новинок, по вопросам телефонов и игр, но не в таком количестве, как раньше.

    Во-вторых, сейчас больше развлечений. Если раньше у детей основной забавой была прогулка, то сейчас ее успешно заменяют все те же технические новинки. Сейчас дети могут часами играть в компьютерные игры, путешествовать по просторам интернета. А общаться с друзьями так и вообще можно по «скайпу», «аське» и т. д. Да и вообще, можно не общаться, а переписываться. Можно «поговорить» со всеми старыми друзьями не выходя из комнаты, а социальные сети помогут нам в этом. Новые фотографии друзей можно посмотреть на разных ресурсах. Да что уж там, в библиотеку тоже можно не выходить. Она есть в электронном варианте. Как дети «отрабатывают» свою разговорную речь? Увы, никак.

     В-третьих, дети стали меньше читать. Не будем приукрашать реальность, практически совсем перестали читать. Сочинения по прочитанным книгам пишутся из специальных «решебников», из критических заметок, из интернета. Литературные произведения читаются уже давно не в оригинале, а в сокращениях. Почему меньше читают? Потому что не интересно. Надо ж прилагать усилия. А зачем, если можно просто поиграть, посмотреть фильм по книге. А может просто не привили интерес?

 В-четвертых, изменилась систем образования. Если раньше дети после каждого класса сдавали устные экзамены, то сейчас нет. Такие экзамены помогали детям научиться выражать свои мысли, а так же вырабатывали стрессоустойчивость к экзаменационной ситуации. Сейчас, к сожалению, все больших оборотов набирает система письменных экзаменов, письменных ответов. А это не тренирует разговорную речь детей. И в результате, любой экзамен — это стресс, когда ребенок может переживать и теряться в вопросах, даже если знает все « на зубок».

     Да, дети стали в целом хуже говорить. Они не могут четко высказать свою мысль.  И это лучше всего видно именно в подростковом возрасте. Такая ситуация влияет и на подростка самого. Он зацикливается, становиться неуверенным в себе, боится говорить вообще.

  Что же делать родителям со своим подростком? На каком языке говорить с ним?

    1.  Относитесь и говорите с подростком, как со взрослым. Он хочет быть взрослым, так дайте ему эту возможность. Отпустите ребенка и получите взрослого члена общества.

    2.   Не повышайте на подростка голос. В этом возрасте они очень восприимчивы к этому. Лучше спокойно объяснить, что именно Вам не нравится и почему. Это принесет больше пользы, чем крик и возмущения в адрес ребенка.

   3 Приучайте читать. Не насильно, а завлекайте, заинтересовывайте. Начинайте с небольших рассказов. Смешных, веселых, фантастических. В общем с тех, которые нравятся подростку.

     4    Старайтесь всегда дослушать ребенка до конца! Не перебивайте, не нервничайте, если он сразу не может сказать Вам все, что хотел.

    5.   Начинайте с себя. Вам не нравится, как говорит Ваш ребенок? Обратите внимание, а как говорите Вы? Читаете ли Вы? Обсуждаете ли прочитанную литературу дома? Ведь все дети копируют ту модель поведения, которая существует в их семье!

 

      Терпения Вам, дорогие родители! И Ваш труд будет вознагражден!

 

Анна Колошко, психолог

 

В статье использованы материалы из книги Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 2006г

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

 

 

Author

Write A Comment