Всему свое время. Ведь потребность в познании чего-то нового абсолютно индивидуальна. Малыш учится слушать, соотнося сказанное с демонстрацией действий, используя и манипулируя собственными пальчиками, ладошками, ушками, глазками и т.д. и первым развивающим помощником всегда были, есть и будут потешки, которые помогают заинтересовать и вовлечь во взаимодействие со взрослыми с помощью всем известной «Сороки-вороны», «Ай лю-ли, лю-ли!» и др. которые так увлекают нашего кроху.
Когда кроха подрастает потребность в общении, поведении, познании возрастает и достойным партнером становится сказка.

Сказки имеют неиссякаемый кладец народной мудрости, на любой возраст и любой вкус. Здесь ребенок учится положительным качествам, определять границы, что такое хорошо и что такое плохо.
Сказка является действенным средством воспитания. Мудрость, утвердительно заключенная в сказке, поданная в несложной и легкодоступной форме, обучает деток разумно размышлять, искать решения проблем, развивает фантазию и проницательность.
Начинать знакомить со сказкой можно с раннего детства (обязательным просмотром ярких, красочных иллюстраций).

А еще малышу можно предложить просмотреть мультфильм, знакомой ему уже сказки. Перед просмотром договоритесь с малышом, что в определенном моменте вы сделаете паузу и попросите его напомнить, что же произошло с героем сказки. Или предложите малышу пофантазировать, представить, как поступит герой и как бы он повел себя в этой ситуации.
Устраивайте общие просмотры мультфильма (после знакомства со сказкой), стимулируйте его память, воображение, речь. Задайте ему вопрос: почему себя так повел герой? Мне не совсем понятно. Может ты сможешь мне объяснить?

Чтобы услышанное и увиденное было завершено в воображении ребенка, можно предложить зарисовать (слепить, обыграть) самый яркий, запомнившийся сюжет вашему малышу. И дать возможность пересказать уже после того, как он изобразил сюжет с помощью карандаша, красок или пластилина.
Перейдя на следующий этап развития своего малыша, вы знакомите его с притчей.
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Притча это та же сказка, только с более глубоким смыслом. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать (делать выводы, давать оценку и самооценку), развивает воображение, мышление и интуицию.

Притчи — это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Чтение притч принесут пользу вашему малышу и позволят ему познать мудрость поколений.

Большинство родителей волнует именно возраст, с которого можно предлагать притчи детям. В возрасте 5-6 лет уже доступны для понимания некоторые притчи. Если ваш малыш понимает смысл стихотворений, басни, рассказа, если ему понятна и интересна жизнь Маугли, то смысл притчи ему будет уже вполне доступен. В ходе беседы ребёнку можно объяснить незнакомые слова, НО НЕ БОЛЕЕ ТОГО. Не нужно никаких пояснений по смыслу притчи! Если дети задают вопросы, то ваша задача сводится лишь к встречному вопросу: «А ты сам как думаешь?», без наставлений и указаний. Как бы глубоко не заблуждался малыш, он уже «записал» глубинную суть этой истории, а правильность ответов на собственные вопросы не заставит себя долго ждать. Ребёнок учится мыслить самостоятельно, в тишине.

Хрупкие подарки

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром немного аккуратней?

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё что могла, и что ни на что другое у неё не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но её тельце было слабым и немощным, её крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Но ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А всё потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что то усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходима бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Также и в воспитании детей. Когда родители делают за ребёнка его работу, они даже не задумываются о своём вреде, «помогая», как они уверяют других и оправдываясь перед знакомыми и родственниками и самим ребёнком(я же тебя так люблю…) .Таким образом они лишают своего ребёнка духовного развития. Ребёнку необходимо научиться прикладывать усилия, которые ему так будут необходимы в жизни, которые помогут ему преодолеть все трудности, помогут быть ему сильным.

Читайте, думайте, впитывайте в себя эту мудрость и наблюдайте, как меняетесь Вы и Ваша жизнь.

 Галина Черкашина, логопед центра развития и коррекции речи «lalio»   

 

Author

Write A Comment