Врач, которого боится ребенок.
Любая мама хотя бы однажды сталкивалась с тем, что малыш боится идти к детскому врачу.
Для большинства мам поход к детскому врачу становится настоящей проблемой: понимая необходимость некоторых медицинских процедур, мама чувствует беспомощность перед детским страхом человека в белом халате. Плач, крики, протесты, истерики перед входом в поликлинику или больницу, возле кабинета врача, а особенно, в самом кабинете.
Чтобы лучше понимать плачущего ребенка, давайте разберемся в причинах детского страха.
1. Ребенок может бояться врача и связанных с ним процедур в случае, когда родители или бабушки-дедушки пугают его врачом: «Не будешь слушаться, позову доктора!», «Не будешь пить лекарство, вызову врача с большим шприцом, он сделает тебе укол, будет еще хуже!» и т.д.
В таком случае ребенок воспринимает доктора как наказание, и любой, совершенно безболезненный поход к врачу будет таить для него потенциальную угрозу. На просьбу перестать хныкать такой ребенок ответит усилением плача и нарастанием ужаса, ведь его ожидает то, о чем взрослые предупреждали с угрозами.
2. Дети, которые имеют опыт болезненных медицинских процедур или госпитализации, часто выдают бурные эмоциональные реакции уже только при виде здания больницы. И часто растерянные мамы пробуют уговорить ребенка потерпеть, обещают ценные подарки за терпение и отсутствие слез. Либо, невзирая на слезы, заносят малыша к доктору и удерживают во время «страшной» процедуры.
Все это едва ли помогает. В итоге мама чувствует раздражение, стыд перед врачом или жалость по отношению к ребенку и вину перед ним за неприятные ощущения, а ребенок — страх, усиливающийся тем, что любимая мамочка не защищает его, а наоборот, отдает во власть неприятных ощущений.
3. В принципе, для любого ребенка, независимо от того, был у него травматичный опыт или нет, бояться врачей нормально. Во-первых, в возрасте от полугода и до 3-х лет это совершенно естественно (связано с боязнью посторонних людей, с потребностью быть рядом с мамой или папой), во-вторых, медицинские процедуры — это внедрение в тело, а значит, они не могут не беспокоить. Ведь все, что связано с телом, с его целостностью имеет огромнейшее значение для человека большого и маленького. Только необходимость такого внедрения малышу оценить еще сложно.
Что нужно знать о детских негативных эмоциях?
Мы, взрослые, с трудом переносим вид плачущего несчастного ребенка. Поэтому, чтобы успокоить себя, часто требуем от детей сдерживать или скрывать истинные чувства, не показывать их. Однако, по словам известного детского психолога Эды Ле Шан, слезы нужны ребенку так же, как и смех! Особенно, в трудных ситуациях, связанных со страданием.
Плачет — значит, чувствует и печалится. Намного хуже, когда ребенок печалится, и не плачет (не может плакать, или ему запретили плакать). Назвать переживание по имени («боюсь» или «злюсь») — первый и очень важный шаг к тому, чтобы с этим переживанием справиться. Проявление эмоций и право на их переживание — путь к излечению.
Когда мама хочет помочь малышу снизить негативные эмоции от посещения врача, она может прибегнуть у таким приемам:
1. Разыгрывание похода к врачу — лучший прием для дошкольников. В ход пойдут наборы маленького врача, куклы, мягкие игрушки, даже машинки — лечить можно всех. Начиная с самих себя и до любимых игрушек.
Стоит разыгрывать и приход к врачу, и все прогнозируемые процедуры, и, главное, «выздоровление» куклы или любимой машинки. А также все эмоции: боязнь куклы, капризничание, поддержка со стороны того, кто пришел с куклой на прием, радость, когда болезнь прошла. Пусть кукла или мишка в конце сделают то, что больному было делать нельзя: пойдут на прогулку, угостятся мороженным, позовут в гости друзей и т.д.
Мама тоже может сыграть малыша, который боится, а врача — ребенок, так он посмотрит со стороны на ситуацию прививки, осмотра и т.д., что снизит его тревогу.
2. Фантазирование. Дети — великолепные фантазеры. Возможность представить себя не в поликлинике, а где-то в любимом месте, или, находясь в больнице, представлять себя уже здоровым в кругу родных и близких, конечно, не снимет болезненных ощущений, но уж точно облегчит страдание.
3. Объяснение ребенку всего, что с ним произойдет в кабинете врача, и зачем это нужно. Часто детей пугает не сама процедура, а неопределенность всего того, что с ним произойдет. Знание (без лишних подробностей) поможет малышу не переживать сверх меры.
4. Правда и только правда! Ситуация, когда взрослый обещает: «Тебе не будет больно», «Всего лишь комарик укусит», а потом — боль и страх, мешает дальнейшему доверию ребенка маме или папе. Лучше заранее сообщить, что укол — неприятная процедура, но она нужна, чтобы его организм победил болезнь, чем впоследствии нести ребенка на инъекции подмышкой и насильно.
5. Разрешение плакать и печалиться. Эда Ле Шан предлагает сказать следующее: «Тебе хочется плакать, есть серьезная причина, ты испуган. Можешь плакать, сколько хочешь. Если захочешь посидеть у меня на коленях — пожалуйста». Она отмечает, что вначале после подобного «разрешения» плач усиливается, но буквально через 2-3 минуты ребенок успокаивается сам. Ведь переживания, в которых мы все: и дети, и взрослые, отдаем себе отчет и получаем поддержку и понимание, проходят быстрее и легче, чем те, которые мы отрицаем или с которыми боремся.
6. Признание права ребенка на страдание, страх, на слова «я боюсь». «Ты боишься? Я тебя понимаю, я буду рядом с тобой» в противовес: «Ты уже не маленький, глупо бояться» или «Мальчики не боятся и не плачут». Возможность выразить сильные эмоции словами и не быть отвергнутым дает малышу понимание себя и уверенность в том, что все тяжелое будет пережито, что с помощью любимого взрослого он справится.
В статье использованы материалы книги Эды Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума».
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)