Ваш малыш вырос и идет в школу. Любящие родители записали его в самую лучшую школу, купили самый красивый рюкзак с ортопедической спинкой и множество других очень важных школьных принадлежностей.. Взрослые сделали всё, что бы ребёнок чувствовал себя хорошо на новой ступени своей жизни. Однако, существует множество проблем, которые мешают полноценной адаптации ребёнка в школе. Одна из таких проблем — неполноценная речь, которая отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера.  К моменту поступления в школу ребёнок должен хорошо понимать обиходную речь, правильно произносить звуки, правильно строить фразы. Хорошее развитие устой речи ребёнка — одна из предпосылок овладения умением читать и писать. Собственно, письменная речь только и возможна на основе хорошо развитой устной речи. При нормальном развитии к 5-6 годам исчезают физиологические особенности звукопроизношения детей. На седьмом году жизни ребёнок произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и овладевает грамматически правильной речью. Более стойкие нарушения требуют специально направленной коррекционной работы. Эта работа на начальном этапе обучения ребёнка играет важную роль. Она является первой ступенью формирования необходимой подготовки ребёнка к усвоению грамоты.

           Речевая деятельность формируется в тесной связи со всей психикой ребёнка. Поэтому в ходе работы с детьми, имеющими недостатки речи, решаются задачи не только развития речи, памяти, восприятия, мышления, но и формирование личностных качеств ребёнка.

           Оценивая влияние недостатков речи на формирование личности ребёнка, следует иметь в виду его отношение к своему дефекту в момент поступления в школу и возможные изменения под влиянием школьной жизни.

           В домашней среде обычно нарушениям речи не придаётся значение, либо они вызывают у близких сочувствие. В детском саду также не предъявляют строгих требований к речи ребёнка. Поэтому у дошкольников чаще всего складывается равнодушное отношение к своему недостатку. С поступлением в школу ситуация меняется — его речевой недостаток обращает на себя внимание окружающих. Борьба с этими недостатками ложится на ребёнка дополнительной нагрузкой. Если ему не помочь, он может и не справиться сам с возникающими трудностями — начнёт отставать от класса, получать за свою работу низкие оценки, терять интерес к учению. Всё это у детей с речевыми нарушениями вызывает состояние повышенной тревожности и мнительности, порождает чувство неуверенности в своих силах, угнетает психические процессы и тем самым сдерживает развитие ребёнка.

        Поэтому так важно, чтобы ребёнку с речевыми недостатками с самого начала обучения был создан весь комплекс условий, благоприятствующих полноценному развитию. Это зависит от родителей, учителя, логопеда.

        В основе тактики учителя, направленной на «нейтрализацию» негативного влияния речевых нарушений, лежит опора на актуальные потребности ребёнка в этом возрасте. А это потребности в общении со взрослыми и сверстниками, признании и одобрении, стремлении утвердить себя в тех или иных достижениях. Поэтому для таких детей очень важным является стиль общения в классе. Прямое влияние на изменение или стабилизацию самооценки у ребёнка оказывает педагогическая оценка. Большое значение имеет пример учителя. Он не должен заострять внимание детей на недостатке такого ребёнка. Наоборот, он должен стараться показать важность его положительных качеств, что будет способствовать формированию бережного отношения детей к товарищу.

          В работе по преодолению недостатков речи должны активно участвовать родители. Что они должны сделать в первую очередь? Это:

  • Получить консультацию логопеда.

  • Убедить ребёнка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых.

  • Правильно строить общение с ребёнком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в неё не ранее, чем на этапе автоматизации.

  • Проявлять выдержку, не допуская раздражительного тона.

  • Проследить, чтобы ребёнок самостоятельно занимался, проявлял инициативу.

  • Занятия дадут хороший результат, если они будут регулярными. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребёнка следует убедить, что они необходимы.

  • Выполнение заданий должно длиться не более 15 минут, но 2-3 раза в день.

  • К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

  •       Совместная работа логопеда, учителя, родителей по преодолению дефектов речи у ребёнка поможет ему быстрее справиться со своим недостатком, а тем самым быстрее адаптироваться в первом классе.

     

     

    Литература:

  • Кукушкина В.С. Логопедия в школе: практический опыт. Москва-Ростов -на-Дону, 2005г

  • Смирнова Л.Ф., Яструбова А.В. Учителю о детях с нарушением речи. Москва 1983г

  • Парамонова Л.Г. Особенности овладения детьми звукороизношением. 

  •  

    Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

    Author

    Write A Comment