Правила полезного пользования

            Сходить в гости, или пообщаться по Скайпу? Купить книгу или скачать ее из Интернета? Выполнить домашнее задание, написав от руки, или набрать текст на компьютере? 15 — 20 лет назад такие вопросы не имели бы никакого смысла. Сейчас компьютерные технологии смело вошли в нашу жизнь, став необходимой ее частью. Но когда приходит новое, теряется, уходит старое, привычное, и иногда очень важное. Поэтому перемены пугают, выводят из состояния равновесия, настораживают. Действительно, надо быть осторожными с тем, что постепенно заполняет весь наш досуг, облегчает нашу жизнь, становится постоянным посредником в работе и в отношениях. И особое внимание, когда за компьютером — ребенок.

 

         «Фастфуд» для самых маленьких. Не успев еще толком твердо постоять на ногах, малыш уже сидит за компьютером, во всяком случае, ему этого очень хочется. Чем же привлекателен компьютер для маленького непоседы? Почему не оторвать карапуза от просмотра рекламных роликов? Загадка для многих родителей. Все дело в особенностях детского восприятия. Первое, чему учится малыш в этой жизни, — осознать, познать окружающий мир, привыкнуть к нему, с его звуками, красками, очертаниями, формами, размерами, запахами, шероховатостями и углами. Сначала привлекает большое, яркое, шумное, движущееся. Потом ребенок разбирается с тем, что чуть меньше, тише и других цветов. На основе ощущений, впечатлений формируются образы, выделяется главное, второстепенное, строятся связи, развиваются мышление, память, внимание и речь. Но еще долгое время приоритетными для восприятия малыша остаются яркость, громкость и быстрая смена действий. Такую легкую пищу для мозгов ребенок получает, играя на компьютере, или просматривая рекламные ролики. Детские компьютерные программы, презентации, интерактивные мультфильмы, и вот малыш может часами познавать тайны вселенной, учить английский язык или пополнять активный словарь названиями диких животных южной Америки. Только просматривая красочные картинки и выполняя несложные действия с помощью мышки или клавиатуры. А как же книги, сказки, рисование, лепка, конструирование? Они уже совсем не нужны, заменимы? Неужели мы должны оставить их в прошлом, чтобы освободить время для новых, более удобных способов познания? Легких, пассивных, не требующих никаких усилий, способов пассивного познания. Нажал на кнопочку, посмотрел, послушал, запомнил, воспроизвел, выключил. Не пощупал, не понюхал, не проговорил, не придумал, не ошибся, не постарался, не преодолел трудности, не обрел новые навыки, умения. Когда все легко, о каком развитии идет речь? И никакая машина, пусть даже самая умная, не может заменить простое человеческое общение, с эмоциями, бьющими через край, с объятиями, улыбками, теплом любящих сердец.

           Воспитание цифрового поколения. И все-таки наши дети другие, не такие, какими мы были в их возрасте. Потому что жить, расти им приходится в совершенно другое время, диктующее свои законы и требующее совсем другие умения, качества, способности от людей. Видеть происходящее в 4D формате, быстро реагировать, серфинговать в просторах информации, стойко выдерживать стрессы, беречь природу, чтобы сохранить планету в безопасности, и самое главное, оставаться при этом Человеком. Куда же тут без компьютера и Интернета? Они — руки и ноги, глаза и уши для современного человека. Закрытая в железную коробку, маленькая модель окружающей действительности, с ее динамичностью, необъятным потоком информации, доступностью, выставлением на всеобщее обозрение мнений, переживаний, эмоций, отношений. Нашим детям, к сожалению или к счастью, жить в этой действительности, поэтому, познакомиться с ней они стремятся как можно раньше. Главное, чтобы всегда были желание и возможность видеть не только компьютер, смотреть на мир не только через компьютер, общаться с миром не только с помощью компьютера. Чтобы полноценно развиваться, стать самодостаточной личностью, иметь свободу выбора.

           Правила обращения с компьютером.

  • Чем младше ребенок, тем разнообразнее должны быть занятия для него. Игры на компьютере — только одно из множества других, более полезных занятий (подвижных игр, манипуляций с предметами, продуктивных видов деятельности (рисования, аппликаций и т.д.)).
  • Когда ребенок за компьютером, взрослый должен точно знать, что там происходит. Во-первых, чтобы ограничить детскую психику от ненужной информации и зрелищ. Во-вторых, чтобы анализировать важность того или иного занятия: что нового малыш узнает, чему он учится, какие качества приобретает, какие навыки отрабатывает. Чтобы вовремя предоставить выбор, альтернативу: новую игру, мультфильм, программу. В-третьих, чтобы разделять с ребенком его увлечения и интересы. Иметь возможность обсуждать компьютерные игры, программы, мультфильмы без компьютера, тем самым стимулировать развитие словесно-логического и абстрактного мышления. Почему так произошло? Что было сначала? Как у тебя получилось выиграть? Вопросы, на которые ребенку точно захочется ответить.
  •  Живое непосредственное общение должно быть важнее, чем виртуальность. Учиться говорить, узнавать, откуда берутся дети и почему трава зеленая, делиться своими радостями и печалями, учиться сопереживать, дружить, любить ребенок должен только у реального человека (мамы, папы, бабушки, дедушки). Чтобы получить эмоциональный отклик, поддержку, взаимность. Чтобы оставаться в реальности, совершать реальные поступки, и учиться у взрослых нести ответственность за них. Чтобы не уходить от проблем, не прятаться за суррогатными отношениями в социальных сетях, или выстраивать стены несуществующих виртуальных миров.

              Компьютер — это не вселенское зло. Это необходимость, это средство, это способ, это помощник. Если, конечно, правильно его использовать. Не злоупотреблять. Не возлагать напрасных надежд. Не пускать все на самотек. В меру, вовремя, в определенных целях.

 

 

 

Author

Write A Comment