Способности нельзя ни увидеть, ни потрогать, и даже измерить каким-то психологическим инструментом, например тестами, не всегда получается в полной мере. Что же такое способности, и можем ли мы с уверенностью говорить о том, что они точно существуют?

        Одному из основателей теории способностей Б.М. Теплову удалось как собрать доказательства в пользу существования способностей, так и разграничить способности с другими похожими эффектами и явлениями. Ученый указывал что:

        а) способность это то, что помогает человеку особенно успешно выполнять какую-то деятельность (музицировать, рисовать, организовывать работу коллектива и т.п.). Причем, это не столько приобретенные навыки и умения, сколько то, что помогает легкости и быстроте приобретения этих навыков. То есть, музыкальными способностями обладает не тот, кто хорошо поет или играет, а тот, кто “все схватывает на лету” и прикладывает меньше усилий, чем большинство его коллег;

        б) Способности не какой-то готовый продукт, который либо есть у человека, либо его нет. Способность открывается только во время выполнения какой-то задачи и с этого момента развивается постоянно. Например, если мы говорим о способности к написанию стихов, то пока человек не сядет за написание стихотворения, то способности к этому и быть не может. И только в процессе упражнений в поэзии способность зарождается и развивается. Самое интересное, что способности не имеют в полном смысле слова границ, они не бывают полностью сформированными, укомплектованными, и с каждым стихотворением или даже сборником стихов, способность будет изменяться, совершенствоваться и обогащаться;

        в) очень важно помнить, что наша психика очень гибкая и в ней много возможностей для компенсации каких-то пробелов и недостатков более сильными качествами. Это отражается и на способностях. Например, лидерские способности часто наблюдаются у людей активных, эмоциональных и артистичных. Но если такие качества у человека не развиты, это не значит, что он не обладает лидерским потенциалом. Он может компенсировать эти качества, скажем, умением устанавливать доверительные отношения или своей увлеченностью делом и умением заражать других своим энтузиазмом. Точно так и музыкальный талант или художественную одаренность нельзя свести к каким-то устойчивым наборам способностей, у каждого творца это свое индивидуальное сочетание способностей.

                      Когда же говорят о неспособности?

          О неспособности говорят тогда, когда наши психические или физические/физиологические возможности не подходят данному виду деятельности. Это не так часто бывает, но бывает. Например, когда человеку с низкой скоростью реакции не удается освоить какой-нибудь динамичный вид спорта, например, баскетбол.

         Хорошая новость — неспособность в одном виде деятельности часто сочетается с развитыми способностями в других сферах.

        Какие выводы мы можем из всего этого сделать? Ну, наверное, не стоит думать, что у нас нет способностей к чему-то, если мы еще не уделили этому достаточно времени, не “поварились” в этой задаче или работе. Более того, если мы чувствуем успехи, но они какие-то небольшие на фоне успешных людей, не стоит останавливаться, ведь со временем способности обязательно разовьются. А еще важно не копировать чей-то путь успеха, а искать свой, учитывая свою индивидуальность и свои сильные стороны.

        Ну и знание о неспособностях тоже полезно. Чем “упираться в стену” или пытаться “укусить локоть”, возможно лучше найти именно свою нишу, где ты будешь чувствовать себя как рыба в воде.

 

              Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

  ← предыдущая запись

Author

Write A Comment