С рождения дети любят сказки, они их внимательно слушают, стараются пересказывать, а потом и читать. Как научить ребенка читать? Как привить любовь к чтению?

            В литературе много примеров способов обучения чтению. В своих чудесных «Волшебных сказках» Н.Н. Носов рассказывает о «первой» методике обучения чтению:

        «Читать я научился в пятилетнем возрасте. Причем меня никто не учил. Учили моего старшего брата, а возле него и я выучился.

        У отца был свой собственный метод обучения грамоте. Он не раз говорил, будто сам научился читать по вывескам на магазинах, и потому , вероятно, считал, что самое важное в этом деле — величина букв. И вот, когда брат выучил азбуку, отец взял газету (она называлась «Новости») и велел брату прочесть название, которое было напечатано самыми крупными буквами. Брат начал называть подряд все буквы:

        — Эн, о, вэ, о, эс, тэ, и.

        — Ну, и что получилось? — спросил отец. Брат немного подумал и ответил:

        — Газета.

        — Вот и болван! — рассердился тут же отец. — Читай внимательно.

        — Эн, о, вэ, о, эс, тэ, и, — повторил брат.

        — Ну, и что вышло?

       Брат еще немного подумал и снова сказал:

       — Газета.

       — Ну и балбес! Где же ты видишь «газета»? Какие тут буквы? Читай.

       — Эн, о, вэ, о, эс, тэ, и, — в третий раз повторил брат.

       — Ну, и что будет?

       Брат изобразил на своем лице глубокомыслие и опять сказал:

       — Газета.

       — Вот балда так балда! — кипятился отец. — Смотри, какая здесь первая буква? Эн?

       — Эн, — согласился брат.

       — Вторая буква какая?

       — О, — потупившись, отвечал брат.

       — Правильно! Третья какая?

       — Вэ.

       — Вэ! Правильно! Вэ! — подхватил отец. — Дальше какая?

       — О.

       — О! — завопил отец. — О! Правильно. Дальше!

       — Эс.

       — Эс. Дальше.

       — Тэ.

       — Так, правильно! Тэ. И последняя буква какая?

       — И.

       — И! — торжествующе закричал отец и хлопнул рукой по газете. — Что вместе будет?

       — Газета, — буркнул угрюмо брат.

         Я сидел тут же и смотрел на все происходившее, как на какое-то состязание, в котором ни один из соперников не хотел уступить победу другому. Отец обзывал брата последовательно балдой, балбесом, дубиной, пентюхом и ослом, но не мог от него добиться другого ответа. Брат же, очевидно, не совсем понимал (или, вернее сказать, совсем не понимал), что от него требовалось, и, должно быть, воображал, что, повторяя одно и то же, он может каким-то образом переубедить отца. К тому же совершенно ясно было, что перед ним лежала именно газета, а не, к примеру сказать, одеяло или садовая лейка.

        Вместе с тем, судя по той горячности, с которой отец принимал его ответы, видно было, что написано не «газета», а что-то другое. И я почему-то вспомнил, как иной раз, проснувшись поутру, отец спрашивал: «Принесли «Новости»?» Он любил иногда почитать газету в постели. И вот, когда, уже не помню в какой раз, отец заставил брата повторить все эти буквы: «Эн, о, вэ, о, эс, тэ, и» — и спросил, что получится, я потихоньку сказал:

        — Новости.

        Что тут было!.

        — Правильно! «Новости»! — закричал отец. — Смотрите, что делается: Колька маленький, а уже научился читать. А его ведь и не учил никто! Как же это ты сумел, а?

        Он тут же усадил меня рядом за стол и велел прочитать какое-то совсем маленькое слово: не то «каша», не то «Маша», сейчас уже точно не помню, и был очень удивлен, когда я не смог это слово прочесть. Буквы я, как и брат, называл правильно, а когда отец спрашивал, что получилось, я только и мог сказать:

       — Не знаю.

       — Как? — закричал отец, потеряв терпение. — Такое слово, как «Новости», ты сумел прочесть, а тут пустяк прочитать не можешь! Э, так ты, значит, не прочитал, а просто угадал, что там написано «Новости»!»

          Одна из более успешных методик обучения чтению с двух лет, автор которой Н. Зайцев. Методика помогает в работе с детьми, которые имеют диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, аутизм и дети с нарушениями зрения и слуха.

         Начиная заниматься с детьми, развивать и обучать их, родители думают первым делом о том, как научить малыша читать. Они, как правило, считают, что это самое главное звено в цепи раннего развития ребенка. Ставится четкая цель — обязательно научить чадо грамоте и, желательно, в кратчайшие сроки.

         Но родители забываю про то, что малыша надо развивать всесторонне, что чтение  — это не единственный навык, необходимый подрастающему малыша.

         Может быть и другая крайность — родители вообще не учат ребенка читать до школы. А потом у первоклашки возникает много проблем, одна из которых комплекс неполноценности — ведь все уже хоть как-то умеют читать, а он только научился едва-едва разбирать по складам пресловутое «Мама мыла раму»…

         Учить читать следует до школы. В дошкольном возрасте мозг ребенка интенсивно растет и развивается. Это самое благоприятное время для обучения.

         Начав учить ребенка чтению, постарайтесь соблюдать  некоторые принципы. Первое — не ставьте себе сроков, в течении которых вы обязаны научить малыша читать. Не смотрите на соседских ребят или троюродную племянницу вашей двоюродной тети, которая бойко читала в два с половиной года. У каждого ребенка свои темпы освоения того или иного навыка. Двигайтесь потихоньку, подмечая, что интересно вашему малышу, а что нет. И не отчаивайтесь, если ваши усилия его абсолютно не волнуют. Значит, малыш еще не готов к чтению. Отложите ненадолго свои старания, переключитесь на рисование или спорт. Или просто играйте в куклы, машинки, конструкторы, каждый день читайте ребенку вслух. Читать он обязательно научится  — всему свое время.

         Второе  — попробуйте задуматься, для чего вы хотите научить своего ребенка читать? Если главное для вас: «Все обзавидуются!» или «Мой ребенок гений», то лучше вообще не начинать. Потому что вы просто замучаете своего малыша. Лучше отдайте его в дошкольную гимназию за год-два перед школой.

         Цели, руководствуясь которыми вы начинаете учить ребенка читать, могут быть совсем другие, например, развитие мышления и речи, расширение словарного запаса, развитие логики, подготовка к школе, наконец.

         И последнее. Пожалуйста, не надейтесь на то, что, начав читать, ваш малыш избавит вас от обязанности ежедневно читать ему вслух. Это произойдет еще не скоро.

Как выбрать методику?

         Полки магазинов в последние годы ломятся от разнообразных азбук, букварей, толстых книг и тоненьких брошюр, который обещают быстрое и беспроблемное обучение чтению. Что же выбрать?

          Первое, что сразу стоит вычеркнуть, — это азбуки. В них каждая буква сопровождается картинкой, название которой начинается с этой буквы. Как правило, яркие и красивые книжки нравятся и малышам, и родителям. Но пользы от таких азбук мало, а порой они еще и наносят вред. Каким образом? Да очень просто. Ребенок запоминает название буквы по картинке, которая помещена рябом: А — аист», «Н — ножницы», и так далее. Впоследствии при виде, например, слова «ЛЕС» у малыша рождаются ассоциации «ЛИСА, ЕЛЬ, СОБАКА». Опять же, знание наименования букв не способствует легкому прочтению слов, так как «Эль, Е, Эс» с трудом складывается в слово «ЛЕС».

          Малыши любят книжки с картинками. Большинство книг имеют мелкий шрифт. Необходимо делать собственные подписи к картинкам — короткие, четкие.

          Почаще рассматривайте книжку. Читайте и показывайте картинки. Проводите с малышом словарную работу. Например: «Кушай, куманек!… право больше потчевать нечем». Замените эту фразу, чтобы она была понятна и доступна ребенку.

          Как видим, методик обучения чтению существует множество, но прежде, чем использовать какую-либо из них на своем ребенке, родителям самим следует изучить их досконально. Или же доверить этот процесс специалисту.

          Чтение одно из средств всестороннего развития малыша. Чтению должно предшествовать рассматривание картинок или рассказ взрослого с максимальным использованием картинок книги.

           Родители! Читайте малышу книги, читайте вместе с ним, прививайте ему любовь и уважение к чтению.

При подготовке статьи были использованы материалы из книги «Кубики Зайцева в семье» Лены Даниловой.

 

 

Author

Write A Comment