Животных любят все. Особенно дети. Каждые родители обязательно услышат от своего ребенка фразу — «Мама/папа купите мне собачку/кошечку/хомячка». И вроде бы хочется, и страшно. В каждом взрослом сидит ребенок, который всеми руками и ногами кричит, что он согласен. Но в дело включаются разного рода мыслительные процессы. И остается вопрос — кто победит? Маленький ребенок внутри взрослого или взрослый с рациональными мыслями. А что плохого в домашних животных? и что мы приобретаем с их появлением? И почему мы в первую очередь думаем о негативных последствиях?
Казалось бы, животное в доме, что в этом плохого? Чего боятся родители? Во-первых, в таких заявлениях детей родители в первую очередь видят дополнительный груз ответственности и проблем. Взрослые отчетливо понимают, что за питомцем надо будет ухаживать. Кроме того, они понимают, что детям может быстро надоесть ежедневный рутинный уход. И тогда все упадет на плечи родителей. Захотят ли они иметь еще одного ребенка? И есть ли время у родителей заниматься животным, если они целыми днями на работе. Во-вторых, родители боятся того, что животные могут принести в дом дополнительные инфекции и стать предметом аллергий. Особенно если ребенок склонен к частным болезням. В-третьих, родители могут быть против домашних животных из страха агрессии по отношению к детям. В этом вопросе речь не идет о рыбках или хомячках, хотя любое животное может проявлять агрессию. В-четвертых, часто родители думают, что желание иметь животное — это сиюминутный порыв детей. И вскоре желание угаснет, интерес пропадет. Ребенок просто наиграется «новой игрушкой». Все это вполне логично и объяснимо. Такие выводы могут сделать взрослые исходя из своего опыта, из увиденного у знакомых или просто использовать эти агрументы, чтобы объяснить ребенку, что животного в доме не будет. Конечно, бывают случаи, когда родители с радостью соглашаются на животное. То ли это и их желание тоже, то ли ожидая услышать более страшную фразу «Мама/папа, я хочу братика/сестричку!». А как влияет появление животного в доме на ребенка? В основном, психологи отмечают положительную роль домашних любимцев на развитие ребенка. Причем это касается как физического, так и эмоционального и интеллектуального развития. Разберем все по-порядку.
Физическое развитие. Этот аспект больше касается таких домашних животных, как собаки или кошки. Дело в том, что домашние животные часто очень активны и их активность нужно поддерживать. Поэтому ребенок, который гуляет с собакой, бегает с ней, играет в мяч, будет более развит физически. Ведь в то время, пока его сверстники сидят дома и играют в компьютерные игры, или блуждают в просторах интернета, он — ребенок с собакой, будет гулять на свежем воздухе, бегать, т.е. проявлять физическую активность. В наше время это очень актуально. Ведь если раньше, когда не было ни телефонов, ни компьютеров, ни планшетов, и даже телевизоры были не у всех, все что оставалось делать детям — гулять. На улице дети играли в догонялки, квача и другие активные игры. Сейчас, к сожалению, дети заменяют прогулки, телевизором или компьютерными играми. Поэтому наличие собаки практически принудительно заставляет детей выходить на улицу. Кроме того, пребывание на улице способствует приспособлению организма к разным температурным средам. Например, летом, когда очень жарко, мы предпочитаем проводить время либо возле воды, либо возле кондиционера. Так мы находимся в условиях температурного режима, который нам комфортен. И нашему организму не нужно приспосабливаться к жаркой погоде. Человек же, который больше времени проводит на воздухе, склонен приспосабливаться к температурному режиму. Тоже самое происходить и в холодное время года. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дети, которые гуляют с домашними животными, лучше приспосабливаются к окружающей среде и более развиты в физическом плане. Кроме того, учеными было доказано, если в доме, где есть маленький ребенок, есть и домашнее животное, то вероятность развитие у ребенка аллергических реакций является минимальной, так как организм ребенка с детства адаптируется. Поэтому наличие дома животных только благотворно влияет на здоровье ребенка.
Социальное развитие. Если в доме есть животные, общение с ними помогает ребенку лучше адаптироваться к окружающей его социальной среде. Застенчивым детям намного легче познакомиться с новыми друзьями, если у него есть животные. Ведь это неисчерпаемый запас темы для обсуждения. Животное может снимать напряжение ребенка в новой незнакомой социальной ситуации. Почему животные помогают ребенку заводить друзей? Во-первых, если речь идет о собаках, на улице во время прогулки, незнакомые люди, гуляющие с собаками, часто вступают в контакт. Они общаются о своих питомцах, рассказывают смешные истории, делятся опытом и дают советы. Если ребенок участвует в таких разговорах с незнакомыми людьми, постепенно снимается занавес застенчивости ребенка и ему легче начать общаться с кем-то новым. Ведь он уже понимает, что ничего страшного в этом нет. Во-вторых, присутствие дома домашнего животного, помогает детям найти общий язык и темы для обсуждения. Детям всегда хочется посмотреть на питомца, погладить его, поиграть с ним. В-третьих, домашние животные часто выполняют функцию по снятию стресса. Если для ребенка новые знакомства, небольшой стресс, то наличие рядом любимца помогает успокоиться, расслабиться. И следовательно, ребенку становиться легче общаться. Поэтому животные для детей часто играют роль точки соприкосновения со сверстниками, с которыми раньше просто не было общих тем для обсуждения.
Эмоциональное развитие. Наличие в доме животных помогает детям развивать их эмоциональную сферу. Учит их заботе и сопереживанию. Ребенок начинает понимать и сравнивать свои эмоции с тем, что может чувствовать животное. Например, когда ему страшно, или когда животное хочет есть или пить, или когда обижается. Такое понимание и осознание чувств животных помогает ребенка развить его эмоциональную сферу и развить в нем эмпатию. Кроме того, домашнее животное часто выступает для ребенка лучшим другом, с которым можно обо всем поговорить, все ему рассказать, который не предаст и всегда рядом. Домашнее животное — друг для игр, который всегда рядом. Кроме того, домашнее животное — это всегда источник положительных эмоций для ребенка, которых в наше время, к сожалению, осталось достаточно мало. Так же дети, у которых есть домашние животные, имеют меньше страхов. Мы всегда боимся того, чего не знаем. А так как хозяева питомцев, знают о них практически все, и знают, чего нужно остерегаться, у них нет страха перед животными. Следовательно, домашние животные влияют на развитие эмоциональной сферы детей.
Педагогический аспект. Домашние животные достаточно беспомощны. Они предполагают тот факт, что за ними нужно ухаживать, кормить их и следить за ними. Знаменитая фраза «Мы ответственны за тех, кого приручили» полностью описывает прибывание животных дома. Питомцы учат детей дисциплине и ответственности. Ведь животное нужно кормить, иногда нужно гулять с ним, ухаживать за его «домиком», если эти обязанности возложен на ребенка, тогда он становится дисциплинированным. Кроме того, ребенок понимает, что животное не может само себя накормить, и что это обязанность хозяев. Ребенок учится отвечать за свои поступки. А это очень важно во взрослой жизни.
Интеллектуальное развитие. Домашнее животное так же мощный стимул для интеллектуального развития ребенка. Животное — это первый источник знаний об окружающем мире для ребенка. Он наблюдает за питомцем, за его поведением в разных ситуациях — когда он боится, когда ему весело. Ребенок замечает различные реакции животного на поглаживание, на разные команды (если животное в состоянии их выполнять). Кроме того, развивается и сенсорика ребенка. Ребенок воспринимает объекты и учиться их называть. Так он узнает о форме, цвете, запахе, величине, расположении и т.д. Ребенок учиться видеть связи и зависимости. Так он замечает и начинает понимать, чего хочет кошка, если она стоит перед миской и мяукает. Или что просит собака, если стоит у двери и виляет хвостом. Или чего хотят попугаи, если дергают дверцу клетки. Все это — мыслительные операции и умозаключения.
Остается лишь один вопрос. Вы уже готовы взять домашнее животное, но не знаете какое? И какое животное подойдет для ребенка? И какие обязанности можно ему уже поручить? Во-первых, при выборе животного определите, есть ли у Вас время им заниматься. И как много времени у Вас есть. Если Вы понимаете, что дома Вас практически не бывает, тогда лучше не заводить животных, которые имеют тенденцию к привязыванию к хозяевам и будут тосковать без них. Здесь важно понимать, что собака не подойдет, так как ей нужно заниматься постоянно, и уделять ей много времени. Собаки — это стадные животные, если можно так сказать. Им нужно окружение, постоянно. Иначе они тоскуют. Во-вторых, определите, какое место в доме Вы можете выделить для животного. Для животного нужно свое место, свое личное пространство. Поэтому исходите из размера животного и места, где Вы сможете сделать ему «домик». В-третьих, перед тем, как заводить животного, расскажите ребенку о нем. О его повадках, о его питании и как за ним нужно ухаживать. Расскажите, чего делать нельзя.
А как же подобрать животное для ребенка?
Для детей 3-6лет лучше всего подойдут следующие животные — рыбки, хомячок, попугай, морская свинка. Ребенка необходимо постепенно вовлекать в процесс ухода за животным, начиная от простого наблюдения за действиями взрослого, заканчивая полноценным уходом под наблюдением родителей. У детей может проявляться сильный интерес к животным. Они могут достать рыбку из аквариума, покупать попугайчика и т.д. Взрослым следует присматривать за ребенком, чтобы не допустить подобных действий и объяснить, чем они могут быть опасны для животного. Если же в семье есть более крупные животные (кошки или собаки), дети могут помогать выгуливать животных, насыпать им корм или следить, чтобы у него всегда была чистая вода.
Для детей 7-10 лет можно заводить уже таких животных как кошки и собаки. Кроме того, можно и даже нужно, чтобы в доме было несколько видов животных. Тогда ребенок будет знать особенности поведения каждого вида, особенности ухода за каждым видом. В этом возрасте ребенок может уже сам выгуливать животных, но под наблюдением взрослых (и в зависимости от размера животного).
Подростковый возраст — это возраст, когда обязанности по уходу за животными необходимо полностью возложить на детей. Подростки должны понимать, что они несут ответственность за кого-то, и что у них есть определенные обязанности.
И самое главное, если Вы решили завести собаку, проконсультируйтесь у специалиста кинолога или ветеринара, чтобы подобрать породу собак, которая подходит под Ваш образ жизни и Вашу семью.
Пробуйте, экспериментируйте, учите детей тому, как общаться с животными. Заведите домашнего любимца и наслаждайтесь положительными эмоциями, которые он подарит.
Анна Колошко, психолог
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись