Неправильное произношение звуков речи.

            При этом недостатке (или дефекте) обычно не наблюдается отклонений в накоплении словаря и формировании грамматического строя речи в чтении и письме.

       Причины неправильного произношения звуков речи разнообразны. В одних случаях ваш малыш подражает неправильному произношению окружающих его людей (в семье, в детском саду). В других — причиной неправильного произношения звуков речи могут быть некоторые анатомические отклонения, например незначительная двигательная недостаточность речевых органов, иногда настолько слабовыраженная, что лишь в процессе постановки звуков выясняется, что ребенок с трудом усваивает нужное для произношения того или иного звука положение произносительных органов, чаще всего языка.

 

 К неправильному произношению звуков речи могут привести также не резко выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата.

        Сюда относятся (аномалии) недоразвитие языка, челюстей, зубов и неба:

  • прогнатия (от греч. Pro — вперед, grathos — челюсть)

  • прогения (от греч. Pro — вперед, geneion — подбородок)

  • передний или боковой открытый прикус (это наличие промежутка между передними зубами и соответственно промежуток между боковыми зубами;

  • деформация и неправильное расположение зубного ряда;

  • задержка в росте постоянных зубов при выпадении молочных;

  • высокое, узкое или слишком плоское небо.

          Однако, недостаточность артикуляционного аппарата не обязательно приводит к неправильному звукопроизношению.

      Неправильное произношение звуков речи следует отличать от возрастной несформированности речи дошкольника или так называемое физиологическое произношение.

       Малыш, растущий в нормальном речевом окружении, с полноценным слухом и правильным строением и подвижностью артикуляционного аппарата рано овладевает произношением наиболее простых по артикуляции звуков.

         Правильное произношение звуков [р], [ рь], [л ], [ c ], [ cь], [ з ], [ зь], [ ш], [ж], [ ц], [ ч], [ щ], требующие более тонко дифференцированных движений формируются позднее.

          В одних случаях эти звуки до определенного времени (пока не будут преодолены произносительные трудности) замещаются более простыми по артикуляции звуками: [р], замещается мягким [ль] или [йот]. Например: рыба — «лыба», крот — «кйот», корова — «кайова», ветер — «ветей».

        Не умея еще воспроизвести, нужных для правильного произнесения звуков, движений малыш приспосабливает свою артикуляцию так, чтобы получился по возможности сходный акустический эффект. В результате возникает часто наблюдаемое к 4 — 5 летнем возрасте губное или щечное [ш], которое со временем переходит в правильное верхнее [ш]. А звук [л], может временно заменяться звуком [ц] или [ы], наиболее сходными по акустическому эффекту с твердым [л]. Например: халва — «хацва», лоб — «цоб», луна — «цуна».

          Во многих словах, особенно при сочетании нескольких согласных, малыши часто пропускают звуки и слоги, переставляют их. Например, слово пожалуйста могут произносить как «пожаста», температура — «тематура».

           У детей так же повышен интерес к звуковой стороне слова. Малыши часто изменяют слова по аналогии с другими. Но такие изменения не всегда удачны. Они допускают грамматические ошибки. Неправильно согласуют слова, чаще существительные среднего рода с прилагательными. Неправильно употребляют падежные окончания («Мама «окны»моет»). При образовании родительного падежа существительных множественного числа чаще всего происходит замена окончания -ов, -ев на другие склонения (дом — «домов», ручка — «ручков»).

          Если ребенок не сумел точно приспособить свою артикуляцию к образцу речи взрослых, то формируется неправильное произношение звуков. Из — за длительного отсутствия резцов в период их смены свистящие звуки [с], [з], [ц], могут произносится ребенком межзубно или из — за слишком закрытого прикуса при отсутствии расстояния между зубами малыш приспосабливается к боковому их произнесению. Слишком высокое небо или короткая подъязычная связка (уздечка языка) может быть причиной неправильного произношения звуков [р], [ ш] и [ж]. Недостаточная подвижность языка может привести к неправильному произношению многих звуков. А бывает и так, что тот образец в речи окружающих, к которому ребенок приспосабливает свою артикуляцию, оказывается неправильным, в результате чего возникает горловое [р].

           Процесс фонемообразования в этих случаях не задерживается. Дефектное произношение отдельных звуков иногда возникает очень рано. Так, если ребенок в возрасте 3-4 лет начал произносить горловое [р], то это не этап развития, а дефект, т.е. звук сформировался, но неправильно.

   Наиболее распространенным видом неправильного произношения звуков является звуки [р] и [рь], затем следуют свистящие [с], [сь], [з], [зь], [ц] и звонкие [л], [ль]. Реже встречается нарушение произношение остальных звуков.

   Обычно преобладает неправильное произношение одной группы звуков, иногда несколько звуков из разных групп.

      Неправильное произношение звуков устраняет логопедическими приемами. Задача при исправлении неправильного произношения заключается в постановке звуков и во введении их в речь. Недостатки прикуса и зубов устраняются во многих случаях методами ортодонтии. Специальная логопедическая работа по формированию правильного произношения почти всегда необходима после устранения анатомического дефекта.

       Очень важно, чтобы малыш развивался в обстановке нормального речевого окружения. Речь родителей и воспитателей должна быть ясной и четкой, так как она является образцом, по которому ребенок учится говорить.

          Необходимо также, внимательно следить за состоянием зубов малыша, не только постоянными, но и молочными. Лучше всего исправлять неправильное произношение звуков речи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок может выполнять требования логопеда — дефектолога и в то же время неправильное произношение звуков еще недостаточно закрепилось. Чем старше «недостаток», тем труднее преодолевать старые навыки и воспитать новые.

 

Author

Write A Comment