Все мы понимаем, что наш ребенок, когда-нибудь пойдет в школу. Все мы ждем этого момента и немного боимся его. Уже с трех лет начинаем готовить ребенка к школе и готовиться сами. Ищем подготовительные кружки, читаем отзывы, ищем хорошую школу, хорошего учителя. «Варимся» в этом несколько лет. Мучаем знакомых, врачей, воспитателей и родственников вопросами. И вот, выбираем школу и учителя. Усердно готовимся к 1-му сентября. Покупаем канцтовары, ранцы, форму, бантики, туфли, цветы… И идем, идем в школу. Волнуемся, переживаем и радуемся, что ребенок уже первоклассник. Ребенок с воодушевлением идет в школу, делиться с родителями впечатлениями. Но мы то замечаем, что с каждым днем, интерес ребенка угасает. Поднять его утром становится все сложнее, в школу он идет совсем неохотно и возвращается в подавленном настроении. И вот, мы слышим фразу, которую так боялись услышать, — «Я не хочу идти в школу!». И у нас опускаются руки. Ведь так старались, искали, потратили кучу времени и сил. Выбрали отличную школу, замечательного учителя… и прогадали. Ребенок в школу не хочет. Почему? Когда ребенок стал «маленьким нехочухой»? Что изменилось? И что теперь с этим делать?

За страшной фразой «не хочу» может скрываться десяток причин. И что бы правильно отреагировать на нее, нужно определить, какая именно причина ее спровоцировала. Рассмотрим возможные причины отказа и попытаемся найти решение.

Причина №1Ребенок просто не готов к школьному обучению. Дело в том, что сейчас пошла тенденция к тому, что детей отдают в школу в 6 лет. Причем психологи и педиатры утверждают, что в этом возрасте дети ни физически, не психологически не готовы к школе. В 6 лет — дети еще дети. Они еще играют в игрушки. Основной и ведущий вид деятельности у детей — это игра. А теперь представьте, что такого ребенка посадили за парту. Что он будет делать? Он будет думать о том, какой дома ковер и какие машины или куклы его ждут. И во что и как можно поиграть, и с кем можно поиграть. Какая уж тут школа! Какие тут уроки! Кроме того, не подготовлены могут быть и познавательные процессы ребенка. Мышление не развито, концентрация внимания низкая, как результат непонимание, низкая успеваемость и нежелание учиться.

Решение. Если у Вас есть возможность — заберите ребенка из школы. Подарите ему еще год детства. У вас будет еще год, чтобы подготовиться к школе. И в следующем году у Вас будет отличный первоклассник. Если у Вас нет такой возможности, постарайтесь восполнить ребенку это детское время. Играйте с ним, устраивайте детские праздники на выходных, проводите с ребенком время не как со школьником, а как с ребенком.

Причина №2. Конфликт с учителем. Все мы люди, и все мы разные. И все мы склонны к конфликтам. И конфликты между учителями и детьми тоже не редкость. Возможно учитель и ребенок не нашли общий язык, возможно у них разные темпераменты и они по определению не могут его найти.

Например, Ванечка очень активный ребенок, и возбудимый. Но он таким родился, он холерик. И ничего с собой он сделать не может. Его учительница, Валентина Петровна, наоборот, женщина спокойная и рассудительная, очень основательная. Казалось бы такой и должна быть учительница. Но только не для Ванечки. Ванечка раздражается, когда Валентина Петровна медленно и вдумчиво задает вопрос, потому что он вопрос давно понял и уже хочет дать ответ на него. Он не может долго терпеть и выкрикивает ответ, не дождавшись конца вопроса. После десятка таких случаев Валентина Петровна начинает раздражаться и ругать Ванечку за нетерпеливость. Иногда наказывает его, не обращает на него внимание и не дает ему отвечать. Вот и конфликт. Конечно, ребенку не захочется идти в школу, ведь там его старания и усилия не ценятся, да и учительница ругается.

Решение. Можно поговорить с учителем, однако, помните, Вы должны показать педагогу, что Вас волнует проблема конфликта, и Вам бы очень хотелось его решить и чтобы ребенок нашел общий язык с учителем. Не стоит обвинять учителя или рассказывать ему, как нужно разговаривать с Вашим ребенком. Такой тактикой Вы только добавите масла в огонь. Постарайтесь вместе найти способ решения этого конфликта. Если найти общий язык с учителем не удалось, поменяйте школу. Часто мы привязываемся к той школе, которая ближе всего к дому. Но подумайте, что лучше — ходить в школу через дорогу из под палки, или радостно бежать в школу в другом микрорайоне?

Причина №3Сверстники.

Пример. Игорь очень хороший мальчик. Умненький, любознательный, ответственный, исполнительный. И учится ему нравится, вот только в школу он ходить не хочет. Стоит отметить, что Игорь — ребенок домашний. В садик он не ходил, на кружки тоже. Занимались с ним бабушки и дедушки. Поэтому ему так нравится учиться. Весь дошкольный возраст он провел со взрослыми и в школе оказалось, что взаимодействовать со сверстниками он не умеет. Поэтому Игорь быстро стал «белой вороной». Общение со сверстниками не удалось. Поэтому и ходить в школу особо не хочется.

Решение. Необходимо помочь ребенку научиться общаться со сверстниками. Можно поговорить со школьным психологом и постараться решить проблему. Но лучше, если вы начнете потихоньку погружать ребенка в социальную среду. Для этого есть специальные психологические группы, которые учат детей взаимодействовать друг с другом. И чем раньше Вы начнете решать эту проблему, тем раньше ребенок начнет общаться со сверстниками.

Причина №4Особенности воспитания.Школьное обучение само по себе предполагает определенные рамки, то есть определенные правила поведения. И часто бывает, что дети, которые не привыкли к этому, не привыкли к правилам, воспринимают школу в штыки.

Например, Соня — ребенок единственный и очень любимый. И родители, и бабушки и дедушки, все очень любят Сонечку — балуют ее. Понятно, что ей все разрешают и все делают для Сонечки. Родители придерживаются принципа, что ребенка ограничивать нельзя, нужно что бы ее творческий потенциал развивался. А теперь представим Сонечку, которая не привыкла, чтобы ее ограничивали, в школе. Тяжело. Ведь в школе нужно сидеть, нужно слушать учителя. А Сонечке сидеть не хочется, ей хочется встать, попрыгать, посмотреть плакаты на стенах. Но всего этого делать нельзя. Поэтому Соня и не хочет ходить в школу, ведь там запрещают танцевать и бегать, когда ей хочется.

Решение. Оно одно единственное — срочно приучать к правилам. А как быть с творческим потенциалом? А вот его можно развивать другими способами, а не вседозволенностью.

Причина №5. Школьная нагрузка. Сейчас, к сожалению, дети не привыкли трудиться. В век информационных технологий и технического прогресса, основной интерес у детей составляют компьютерные игры и технические новинки. Получить какую-либо информация совсем не проблема. Поисковики в интернете и мировые энциклопедии легко справляются с любой задачей. Поэтому, по сути у детей нет необходимости прилагать усилия, чтобы что-то найти или что-то узнать. Но школьное обучение предполагает, что ребенок должен трудиться, думать, искать ответы на поставленные задачи. А лень, увы, вещь очень стойкая и упорная. Поэтому ребенок, который привык по щелчку пальцев (или мыши) получать ответ на свой вопрос, не прикладывая никаких усилий, вряд ли оценит школу, и вряд ли будет ее любить.

Решение. Нужно приучать ребенка работать. Работать умственно. Очень важно приучать ребенка прикладывать усилия, тогда и любое дело будет цениться. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Убираем лень! Даем труд!

Причина №6Уровень развития ребенка. Это проблема как и высокого уровня развития, так и заниженного.

Пример. Катя пошла в первый класс в 5,5 лет. Так получилось, так пришлось сделать. Все остальные дети в классе постарше и более подготовлены к школе. Катя же с трудом читает, счет понимает очень плохо, путает цифры. В общем, можно говорить о том, что Катя отстающая в классе. Девочка не хочется ходить в школу, ведь у нее все получается хуже, чем у остальных, она это видит. У Кати падает самооценка.

Или другой пример. Богдан — мальчик очень смышленый. Умненький, любопытный, развит не по годам. В классе он выделяется. Да и учительница говорит, что он знает больше остальных. Но почему же тогда Богдан не хочет ходить в школу? Оказывается ему скучно. Богдану просто не интересно заниматься тем, что он уже умеет. Ему бы чего-то новенького, увлекательного.

Решение. В случае с неуспевающим ребенком, нужно уделить активное внимание его развитию. Заниматься дополнительно, но не перегружать ребенка. Очень важно поднимать самооценку неуспевающего ученика. Хвалить за любую мелочь, показывать, что у него все получается и обязательно говорить об успехах ребенка. Нужно акцентировать внимание на том, что у ребенка раньше не получалось, а сейчас получается и хвалить его за это.

В случае с ребенком более развитым, чем его сверстники, проблема серьезней. Школа рассчитана на «середнячков». Поэтому чаще всего дети через год-два выравниваются в своем развитии. Те, кто послабее дотягиваются (что хорошо для слабеньких), а те, кто посильнее — расслабляются (что плохо для сильненьких). Здесь родителям нужно как можно больше стимулировать познавательный интерес ребенка. Одним из вариантов решения может быть общая договоренность родителей и учителя. Родители будут поддерживать интерес ребенка, а учитель может давать ребенку дополнительные задания для развития. Все мы понимаем, что учитель не будет тянуть весь класс по программе, написанной для более сильного ученика. Поэтому нужно найти компромисс с учителем и ребенком. И потом, развивающие кружки, направленные на логическое мышление, «эврику» и т. д. никто не отменял.

Причина №7Завышенные ожидания родителей. Часто бывает, что родители ждут от ребенка очень многого. Ждут, что он будет лучшим в классе, что он будет с радостью, старательно и ответственно делать домашние задания, что он будет прибегать из школы с радостью о том, что получил знак одобрения от учителя. Все родители этого ждут и на это надеются. Но так бывает не всегда. Дети не всегда хотят делать домашнее задание, не всегда получают хорошие отметки, могут получать замечания. Родители видят это и расстраиваются. А ребенок расстраивается в ответ. И потом начинает думать, зачем ходить в школу, если все равно родители расстраиваются. Не буду ходить — не будут расстраиваться. И вот ребенок в школу не хочет.

Решение. Снизить свои ожидания. Радоваться тому, что есть. Хвалите ребенка, дайте ему почувствовать свою любовь вне зависимости от того, какую отметку он принес из школы.

Причина №8. Отношение родителей к школе.Дети — как губки, впитывают все. Обычно, для детей родители — авторитет. И дети часто заимствуют от родителей ценности, мнения, моральные принципы и свое отношение. И вот представьте, что родители очень нелестно отзываются о школе, ругают и критикуют обучение, учителей, учеников, правила школы. Ребенок все это впитывает и потом его отношение к школе становится негативным. И вот если родителям школа не нравится, как она может понравится ребенку?

Решение. Во-первых, обсуждать такие вопросы следует без детей. Даже если Вы очень недовольны щколой, дети не должны слышать Вашу критику. Во-вторых, очень важно прививать ребенку уважительное отношение к школе. То есть необходимо акцентировать внимание, что школа — это важно, серьезно и относится к ней нужно серьезно.

Причина №9. Школьная травма.

Пример. Маше очень нравилось ходить в школу. Бежала туда с удовольствием. Радовалась интересным заданиям. Но в какой то момент, что-то изменилось. Маша «поломалась» и школу идти отказалась. В последствии родители выяснили, Машину работу по рисованию не оценили. Девочка случайно испачкала краской гипсовую форму кувшина. Учительница увидела, отругала и забыла. А Маша — нет. И после этого случая в школу идти не захотела.

Решение. Если такая ситуация случилась, и ребенок не хочет идти в школу из-за проблемы подобного характера, стоит поговорить сначала со школьным психологом. Конечно, по возможности, лучше подключить и учителя. А для того, чтобы снять стресс ребенка, можно предложить ему, в нашем случае, специально разрисовать гипсовый макет дома.

Причина №10Школьная культура. Школы есть разные. Из одних школ, дети после звонка бегут домой, а из других — не хотят уходить и до шести вечера. Все зависит от школы. Одни приучают к тому, что в школе может быть весело и хорошо в неформальной обстановке. Другие — настроены только на формальную сторону и после уроков стараются как можно быстрее «выпроводить» учеников. Ребенок, который чувствует, что в школе его ждут и рады, что он проводит там время, будет туда бежать, вне зависимости от того, какие отметки он там получает. Ну а если в школе ребенка никто не ждет, тогда зачем туда идти.

Решение. Только приспособиться к школьным правилам.

Дорогие родители, помните, если Ваш ребенок не хочет идти в школу важно вовремя увидеть причину и решить ее. Вы можете воспользоваться помощью школьных психологов или детских психологов в различных центрах.

Надеемся, Вы никогда не услышите от своего ребенка знаменитую фразу из анекдота — «Одиннадцать лет! За что?! Приговор окончателен и обжалованию не подлежит».

Пусть Ваши дети учатся с удовольствием!

 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Author

Write A Comment