Многим родители не до конца понятно, почему у их ребёнка, достаточно развитого и сообразительного, вдруг в начале школьного обучения обнаруживаются затруднения с письмом и чтением.

              Дети оказываются не способными правильно читать и писать, допускают множество ошибок, даже при, казалось бы, простом задании — списывании с учебника, путают буквы и неправильно их пишут, хотя при этом могут хорошо справляться с математикой и другими предметами.

                Родители начинают ругать детей за невнимательность, лень и т.д. Грамотный учитель должен вовремя заметить подобные нарушения и направить ребёнка к логопеду. 

Механизм дисграфии.

             Нарушение письма в детском возрасте или дисграфия, обычно возникает у ребёнка с неразвитым речевым слухом. То есть малыш неясно и нечётко слышит звучащую речь, он может путать звуки [с] — [ш]; [з] — [с]; [п] — [б] и т.д. Ребёнок не способен правильно улавливать определенные звуки и представлять их в виде буквы в достаточно быстром потоке речи.  

              Еще одна причина нарушения письменной речи — нарушение зрительно-пространственных отношений. Ребёнок не улавливает тонких различий между написанием букв, например: пишет буквы «и», «у» в обратную сторону, у буквы «ш» появляется лишняя палочка и т.д.

              При нарушенном звукопроизношении в дошкольном возрасте велика вероятность того, что ребёнок будет писать неправильно, то есть так, как он сам произносит. Если малыша вовремя не научили произношению, например, звука «ж», и он в речи заменяет его на «з», то, скорее всего и на письме он будет заменять соответствующие этим звукам буквы.

              В научной литературе существует большое количество классификаций по нарушению письма. Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. Самые основные можно выделить такие:

              Хватцев Михаил Ефимович (Хватцев М.Е.) выделил 5 видов дисграфии:

               1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. Механизмом, который, по мнению М. Е. Хватцева, является нарушением нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдаются пропуски, перестановки, замены букв, пропуски слов, слияние двух в одно.

             2.Дисграфия на почве расстройств устной речи.

              3.Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма.

               4. Оптическая дисграфия.

               5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии.

            Токарева Ольга Александровна (Токарева О. А.) выделяет 3 вида дисграфии:

             1.Акустическая.

              По мнению Токаревой О.А., она возникает при недостаточном развитии звукового анализа и синтеза, не дифференцированности слухового восприятия. На письме частыми являются смешение и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения.

              2.Оптическая дисграфия.

              Данная дисграфия, по мнению Токаревой О.А., обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия в разные моменты буквы воспринимаются по — разному и поэтому смешиваются на письме: [п] — [н], [п] — [и], [у] — [и], [ц] — [щ], [ш] — [и], [м] — [л], [б] — [д], [п] — [т].

               В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ученики пишут только отдельные буквы, возможно и зеркальное письмо (слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево).

              3.Моторная дисграфия.

            Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.

              При моторной дисграфии выделяются следующие виды нарушения письма:

               1.Артикуляторно — акустическая дисграфия.

              Ребенок пишет так, как произносит. В основе лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Данная дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи.

              2.Дисграфия на основе фонемного распознавания (дифференциации фонем) или акустическая дисграфия.

               При этом наблюдается в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и входящие в их состав компоненты ([ч] — [т], [ч] — [щ], [ц] — [т], [ц] — [с]). На письме проявляются ошибки: при обозначении мягкости согласных (любит -«лубит», лужа — «лижа», письмо — «писмо»); замены гласных, как в ударном, так и в безударном положении (туча — «точа», лес — «лис»).

                В наиболее тяжелых случаях смешиваются буквы, обозначающие артикуляторно и акустически далекие звуки ([л]- [к], [б] — [в], [п] — [н]) при нормальном произношении данных звуков.

             Токарева О. А. считает, что в основе замен букв, обозначающих фонетически близкие звуки, лежит нечеткость слухового восприятия, неточность слуховой дифференциации звуков.

              Для правильного письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций процесса различения и выбора фонем. При нарушении, какого — либо звена (слухового, кинестетического анализа, операции выбора фонемы, слухового и кинестетического контроля) затрудняется в целом весь процесс фонемного распознавания, что проявляется в заменах букв на письме.

              3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

              В основе данной дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Данная дисграфия проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Поэтому чаще при этом виде дисграфии искажения звукобуквенной структуры слова.

              Наиболее характерны следующие ошибки:

-пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат»);

-пропуски гласных (дома — «дма»);

-перестановка букв (таскали — «тасакали»);

-пропуски, добавления, перестановки слогов (комната — «кота», стакан — «ката»).

              Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется: в слитном написании слов с другими словами, в том числе и предлогов (идет дождь — «идедошь», в доме — «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна — «белабезаратет ока»); раздельное написание приставки и корня слова (наступила — «на ступила»).

              Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.

              4.Аграмматическая дисграфия.

              Данная дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи и может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения, текста, и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико — грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и умственно отсталых.

              В связной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

             На уровне предложений аграмматизмы на письме проявляются в:

-искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»);

-изменении падежных окончаний (много деревьев — «много деревов»);

-нарушение предложных конструкций (над столом — «на столом»);

-изменение падежа местоимений (около него — «около ним»). Нарушение числа существительных (дети  бегут — «дети бежит»); нарушение синтаксического оформлении речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

            5.Оптическая дисграфия.

               Данная дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

               Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:

состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ([в] — [д], [т] — [ш]); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами ([и] — [ш], [п] — [т], [х] — [ж], [л] -[м]);

зеркальное написание букв; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишнее и неправильно расположенные элементы.

              Проанализировав все классификации дисграфии можно считать самой частой причиной нарушения письма у детей — недоразвитие грамматического стороны речи. Если в речи ребёнка большое количество аграмматизмов (красивое яблоко — «красивый яблоко», смешаные картинки — «смешные картинка»), то это всё, конечно же, скажется и на письме.

               Родителям важно предотвратить развитие нарушений письма ещё в дошкольном возрасте ребёнка, для этого стоит обратить особое внимание на следующие факторы:

  • ребёнок левша;
  • ребёнок — переученный правша;
  • двуязычие в семье;
  • ребёнок имел недостатки звукопроизношения;
  • ребёнок посещал логопедическую группу;
  • наличие проблем с вниманием и памятью, несмотря на постоянные занятия;
  • искажение произношения слов;
  • пропуски букв на письме или не дописывание слов.

             Если родители обнаружили, хотя бы один из перечисленных факторов, необходимо проконсультироваться со специалистом ещё до поступления в школу. И однозначно, многих проблем при обучении можно будет избежать.

             Профилактика нарушений письма (дисграфии) у детей.

             Ранняя профилактика нарушения письма у детей включает в себя развитие у ребёнка высших психических функций: внимания, памяти и мышления.

                 Также существуют определенные упражнения для профилактики дисграфии:

            1. «Корректурная правка». Необходим напечатанный крупным шрифтом текст. Ребёнок ежедневно должен выполнять следующее задание: зачеркивает в тексте заданные буквы.

              Задание со временем усложняется, например, букву «и» надо зачеркнуть, а «н» обвести в кружок. Для детей, еще не умеющих читать, буквы заменяются маленькими изображениями: круги, квадраты, ёлочки, ромбики и т.д. Работа над данным заданием не должна превышать пяти минут.

             2. «Лабиринты». При прорисовывании линий в лабиринтах ребёнок должен двигать кистью, а не листом бумаги.

             3. «Дорисуй вторую половину». Ребёнок дорисовывает вторую часть картинки, левую или правую. Для этого необходимо брать крупные, чёткие изображения, без мелких деталей.

              4. «Повтори». Взрослый складывает из счетных палочек фигуру или рисует её на бумаге, ребенок в течение 5 секунд разглядывает её, затем воспроизводит по памяти.

               5. Для детей, уже имеющих навыки письма подойдут задание на переписывание текстов с пропущенными буквами.

                6. Для развития речевого слуха, играющего важную роль в формировании процессов овладения письменной речью, подойдут задания на повторение за взрослым звуков, слогов, слов, а так же ритмических рисунков.

             Например, взрослый отстукивает по столу карандашом простой ритм, ребёнок прослушивает и пытается его воспроизвести. Все эти упражнения являются профилактикой, для предотвращения нарушений письма у детей.

              Но если ребёнок, выполняя их, допускает достаточно большое количество ошибок, необходимо проконсультироваться с логопедом и психологом. 

               Однако помимо помощи специалистов, ребенку нужна и поддержка родителей. Чувствуя понимание со стороны родителей, он сможет быстрее научиться правильно писать и читать. Только так можно избежать серьезных психологических проблем и развития дальнейших серьезных отклонений, которые могут возникнуть при нарушении письма у детей.

 

Список литературы:

1.     Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 175 с.

2.     Левина Р.Е. Влияние состояния устной речи на усвоение грамоты и правописания. «Тезисы научной конференции по вопросам перестройки специальных школ». Киев, 1959.

3.     Левина Р.Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей Сб «Специальная школа», 1959, вып. 4.

4.     Хватцев М. Е. Логопедия: Работа с дошкольниками. М.: АСТ Изд-во Серия «Как воспитать гения», 2006. — 560 с.

5.     Фотекова Т. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М. : Айрис-Пресс, 2006. — 203 с.

 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

  ← предыдущая запись

Author

Write A Comment