Нарушение чтения и письма является одним из наиболее таинственных и давно изучаемых неврологических нарушений.
          Прежде всего определить, дислексия это или просто невроз, может только специалист. Поэтому при первых тревожных сигналах родители обязаны комплексно обследовать ребенка. Профессиональный логопед укажет вам на наличие нарушений, но поставить диагноз может только врач-психиатр, ведь дислексия и дисграфия являются психическими расстройствами.

Признаки нередко касаются не только чтения и письма, но также выражаются в следующем:

  •  Заметные трудности при удержании равновесия, контроле мелкой моторики и координации тонких движений (мелкой моторики);
  • Часто замедленно развитие речи в раннем возрасте;
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: он характеризуется расстройством внимания эмоциональной сферы, импульсивностью, дети непоседливы и слишком говорливы;
  • Трудности в чтении слов или фразы, копировании букв или текста. Зачастую видят буквы в трёхмерном представлении. Это создаёт бесконечное число различных образов. Необычный стиль держания ручки, почерк неразборчив и при этом постоянно меняется;
  • При письме буквы неправильных размеров, неверно расположены. В рисунке отмечаются дрожащие, рваные, прерывистые линии, слишком сильный или слишком слабый нажим;
  • Наблюдается зеркальное написание букв;
  • Путает лево-право, верх-низ;
  • Имея хорошую долговременную память на лица и места – плохая память на слова, факты, последовательность событий;
  • Являясь аудиалом, ребенку легче воспринимать информацию на слух, необходимо развивать слуховое восприятие и слуховую память.

Симптомами являются:

  • Специфические ошибки, которые не связаны со знанием и применением орфографических правил. Такие ошибки носят стойкий характер, возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального и сенсорного развития ребенка;
  • Отмечается пониженная работоспособность;
  • Повышенная утомляемость;
  • Нарушение произвольной концентрации и переключаемости внимания;
  • Повышенная отвлекаемость;
  • Нарушение памяти, особенно речеслуховой.

          Ранняя диагностика и своевременное оказание квалифицированной совместной помощи, которые вы можете получить в нашем центре, повышает шансы на успех.
Совместная работа логопеда и психолога строится с учётом сензитивных периодов развития ребёнка, с постепенным расширением зоны ближайшего развития и переводом её в зону актуального развития.
          Одной из основных причин является мозжечковая недостаточность, с выраженной гипоксией в родах (что в свою очередь происходит в результате нарушений в течении беременности) и срочных родов, стимуляции, механической помощи т.п.). Так же не менее важен наследственный фактор.

           Если в семье у старшего ребёнка фонематическая дислексия, то вероятность наличия таких же нарушений у младшего ребёнка можно рассматривать при наличии наследственного фактора (по папе, маме, бабушке, дедушке). А возможно дислексия приобретённая (например, причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития ребенка слишком рано поставили на ноги и у него не сформировалась мелкая моторика или после травмы головы). Но наиболее распространенной причиной является не генетика, а органические расстройства центральной нервной системы (несинхронная работа зон головного мозга) и психологические травмы. Довольно часто псевдодислекстические симптомы появляются у детей, не могущих адаптироваться к школе и переживающих из-за этого сильный стресс.
           Особая форма восприятия информации у дислектиков проявляется еще в младенчестве. Уже тогда его мозг способен на мысленное «достраивание» образа матери по одному виду ее руки или локтя. Та функция мозга, которая позволила малышу сопоставить образ лица, виденный раньше, с образом части руки и воспроизвести образ всего человека, как раз отвечает за симптомы дезориентации. Звучит слишком фантастично.
           Следующий этап развития дислексика — возраст около 2-х лет. В таком возрасте ребенок проявляет крайнее любопытство. В квартире уже нет таких предметов, которые бы ускользнули от его любопытных глаз. Если в комнате появляется новая вещь, то он тут же ее замечает и безошибочно определяет, что это такое. Его мозг в секунды производит огромную работу по рассматриванию предмета со всех сторон, и в своем воображении ребенок получил около 2000 вариантов того, чем может быть предложенная вещь. Если же он раньше не видел подобной вещи, то это вызовет спутанность сознания. Здесь ребенок-дислексик автоматически и подсознательно использует функцию дезориентации для распознавания объектов в своем окружении как единственно верное решение.
            Этап развития ребенка трех-пяти лет включает в себя формирование навыков аналитического обоснования и логики. Но у дислексика есть уже своя система, дающая быстрые и точные результаты по сравнению с теми, которые дают аналитическое обоснование и логика. У дислексика необходимости в таких навыках нет, это означает, что эти функции у него не развиваются. Поэтому он узнает предметы не осознанно, как другие дети, а с помощью все той же дезориентации.
           Но! Несмотря ни на что, ребенок не теряет первоначального дара, который развил. Дара смотреть на объект или ситуацию и «просто знать», что это такое. По мере того, как дислексик продолжает наблюдать мир, он также вырабатывает острое интуитивное понимание того, как что работает. У него развито воображение и изобретательность. Он сориентирован визуально и кинестетически. Он может думать на ходу и быстро реагировать. Все эти способности — большой дар, которого лишены многие люди!

 Разчитают такие виды дислексии:

1.  Фонематическая дислексия — этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (н-р, твердость — мягкость; звонкость — глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы — козы; дом — том — ком) или изменение последовательности (липа — пила) приводит к изменению смысла.
Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также:

  •  побуквенное чтение;
  • искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.).

2.   Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).
3.   Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой                     форме дислексии наблюдается:

  • изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
  • неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
  • изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.

4.  Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-Ы); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

5.   Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

 Профилактика:

  •  в раннем развитии – это может быть: укачивание ребенка на руках, в коляске, на качели, что стимулирует развитие мозжечка;
  • лечебная физкультура;
  • развитие мелкой моторики; формирование целенаправленных автоматизированных движений (раскрутить-закрутить, раскрашивание с правильным удержанием карандаша и направленными движениями или сверху вниз, или слева направо);
  • зрительно-моторная координация: с цветными карандашами (сила нажатия, скорость и ритм движения руки;
  • бисероплетение, лепка, вязание — активизирует деятельность правого полушария;
  • письмо с проговариванием является мощной профилактикой ошибок на письме как орфографических, так и дисграфических. При многократном произнесении слова в одном варианте, движения артикуляционного аппарата останутся в его мышечной памяти, они-то и решают на практике правописание слова.

               Грамотно пишущий человек так себе и диктует, только внутренней речью.Поэтому необходимо приучить свой артикуляционный аппарат к орфографическому чтению.
              «У дислексиков сильнее развито правое полушарие, которое отвечает за образы, эмоции — такие дети более одарены в музыке, рисовании, танцах и даже в бизнесе» (считает Евгения Саровская.)

     На что необходимо обратить внимание родителям?

    • как пишет в тетради (удерживает ли линию письма, соответствуют ли размеры прописных букв относительно заглавной, границы слов и т.д.), 
    • как удерживает ручку, 
    • какую осанку имеет, 
    • насколько координирован в подвижных играх (удержание равновесия, темп переключения с одного упражнения на другое, прыжки на одной ноге – попеременно правая – левая, точность выполнения движений – перешагнуть препятствие, пройти по линии, сбить кегли, скорость переключения с одного движения на другое и.т.д.) 

                Эти и другие физические упражнения направлены на стимуляции работы мозжечка, ведь именно он активно участвует в формировании двигательных навыков, развитии эмоций и умственных способностей. 
                В результате поражения мозжечка в детстве может возникнуть синдром гиперактивности с дефицитом внимания (см. статью о влиянии мозжечка на развитие ребенка).

    Обращение к учителям:
    у детей страдающих нарушением чтения и письма нет привилегий, а есть право:

    • не читать вслух перед всем классом, скорочтением.
    • не писать каллиграфические диктанты.
    • на выполнение письменного задания использовать больше отведенного времени (на 15-20 минут)

    Рекомендации учителям при работе с детьми, у которых отмечены нарушение чтения и письма:

    • задания давать в устной форме,
    • использовать аудиоматериалы,
    • не высмеивать почерк,
    • не делать в тетради записи. 

    Таких детей надо изучать, ведь среди дислексиков много талантливых людей.

    Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:

  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.

  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций.

  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.

  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».

  • Метод «озвученного» чтения.

  • Метод словесных анаграмм.

  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

  •            Дислексики используют созидательные механизмы защиты в общении с окружающим миром. Они берут на себя ответственность за свои действия, а не обвиняют в неудачах других. Дислексики имеют творческую жилу и умеют НЕ соответствовать ожиданиям!
              Дислексики способны на самонаблюдение и самоанализ. Они сильно мотивированы уделять время размышления о своей жизни.
              Учёные объясняют успехи дислексиков тем, что не умея углубляться в детали, такие люди получили возможность лучше видеть явления в целом и могут генерировать по-настоящему оригинальные идеи.
    Дислексия — это особенность высшей нервной деятельности организма, связанная с новой формой функционирования полушарий мозга. Дислексия — это не болезнь, это психологическая особенность организма.

    Виды нарушений письма:

    • Артикуляторно-акустическая дисграфия – наблюдается неправильное произношение звуков, и ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.
    • Акустическая дисграфия – проявляется как нарушение дифференциации, распознавание близких звуков речи. На письме проявляется в замене букв, обозначающих свистящие и шипящие («с» → «ш», «ж» →, «з», «ц» «т»), звонкие и глухие («б» → «п», «д» →, «т», «г» «х»), твердые и мягкие («стол» → «столь»).
    • Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения – затруднения в делении предложений на слова, слов – на слоги, звуки (пропуски, перестановки, («велосипед» → «велописед»), раздельное написание слова, слитное написание предлогов и других слов.
    • Аграмматическая дисграфия – причиной является недоразвитие грамматического строя речи. Проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, нарушение последовательности слов в предложении и т.п.
    • Оптическая дисграфия – причина – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных букв («л» → «м», «п» →, «т», «т» «м» и др.).

              Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком или обратиться в наш центр за квалифицированной помощью или консультацией у специалиста.
              Есть недостатки — тренируйся, чтобы превратить недостатки в сильные стороны. А сильные стороны в своё «Я».
    Эмоции имеют важное значение в оптимизации деятельности человека. Они могут изменять состояние всего организма. У человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности.

    Всё в ваших руках!

              Систематические занятия и серьезное отношение к рекомендациям специалиста создают инерцию занятий – мощную силу, необходимую для достижения успешного результата. Важно сосредоточиться на каждодневных действиях. 
             Развитие – это всегда индивидуальный процесс.
             Качественный выход из существующей ситуации возможен при условии серьезного отношения к занятиям. Новый опыт познания своего ума и тела отчетливо позволяет ученику самому ощутить и оценить качественные изменения.

     

     

    Author

    Write A Comment