Интервью портала Vlasnasprava.info Александра Волкова с Ириной Коваль — Руководителем Центра развития и коррекции речи «Lalio».
— Давайте по порядку: где Вы родились, где учились?
— Я родилась в Харькове, училась в обычной школе, в перспективе даже не знала, чем я буду заниматься, а о том, что буду логопедом узнала в 13 лет. На тот момент я не знала, где таких специалистов готовят.
Так сложилось, что когда мне было лет 9, у меня родился двоюродный брат, у которого была расщелина губы и неба. Оперировали его здесь, в Харькове, в 4 неотложке и когда он стал немножечко старше, с ним занимались логопеды. А так как наши родственники небыли харьковчанами, они приезжали к нам домой. Ребенок не допускал никого из родителей на занятия, разрешал только мне присутствовать — очень капризничал и пытался устанавливать свои правила. Мне тогда было 11-12 лет. В связи с тем, что ребенок имел определённые особенности в поведении — капризничал, то приходилось идти на компромиссы — давали ребенку все что угодно, лишь бы он хот как-то выполнял инструкции и задания предъявляемые специалистом. А улучшать качество речи — это труд, это колоссальный труд.
Я присутствовала на всех занятиях, и когда они заканчивались, логопед давал мне инструкции для самостоятельных занятий дома, оставлял карточки, задания, игры до следующего дня, а я с братом занималась. На следующий день точно также — специалист с ним час занимается, и потом весь следующий день занимаюсь я с ним.
Взрослые не возлагали особых надежд на это дело — специалист занимается и занимается, но та работа, которая проводилась мной с двоюродным братом — это дало очень многое, логопед был очень доволен. Она говорила: « Мы за месяц проделали работу, которую мне со многими детьми за полгода удаётся осуществить». Когда я с братом занималась, то знала, где исправить, где поправить, шутками-прибаутками усаживала за выполнение заданий перед зеркалом, на коврике с игрушками. Я помнила ту динамику и ощущала удовольствие от того, когда ребенок не говорил ничего и потом начинал формировать у себя достаточно четкую, внятную, разборчивую речь. Да. Это была детская речь, да с нарушениями, но его можно было понять. Это были не сплошные истерики и слезы, когда все подносили любые предметы, чтобы только понять, что ребенок хочет, а он мог сказать, выразить словами и на тот момент я поняла, что да, я хочу быть педагогом, я хочу быть логопедом. Я не знала, где таких специалистов готовят, и, когда я уже заканчивала школу, я пришла в мединститут и спросила: ну и где же? На какой факультет я буду поступать? Мне сказали: Нет, таких специалистов у нас не готовят.
Позже я выяснила, что готовят таких специалистов только в Киеве и в Славянске. Это ближайшее к нам место, и у меня возникло желание уезжать в другой город, чем родители были очень удивлены — столько ВУЗов в Харькове, а я собираюсь уезжать, но была твердая уверенность в том, что я хочу работать только логопедом. И за год до окончания школы, пока я училась в 11 классе, на дошкольном факультете педагогического университета, открывается набор на специальность « Логопедия». И получается, что окончив 11 класс, я поступаю и являюсь вторым набором по данной специальности.
Нам очень повезло с преподавательским составом, очень повезло, поскольку у нас были практики — не теоретики, а специалисты, которые работали в клиниках — на территории 15 больницы, в специализированных учреждениях. Это были специалисты — логопеды, которые могли поделиться своим опытом. Все, будь-то еще при Советском Союзе и в постсоветское время, мы учились по одним и тем же учебникам, а фактически на Украине у нас на тот момент никаких учебников, методических пособий по логопедии не издавалось. Да, по педагогике это как-то двигалось, но по узко профильным специальностям — нет. Материалы, учебники, методические пособия мы закупали самостоятельно, привозили из Москвы, но самое главное для нас было — это поддержка, помощь специалиста-практика, который нам рассказывал, что вот эта коррекционная методика работает так, а вот эта работает иначе. Вот поэтому нам, конечно, очень и очень повезло. Потом, как известно, педагогический состав менялся в ВУЗе, но я считаю, что мы попали именно к тем «золотым специалистам», которые в нас вселили веру в то, что наша профессия и наш труд даёт результат.
К моменту окончания ВУЗа, я уже была замужем и у нас был годовалый ребенок. Поэтому устраиваться куда-то на работу я не сразу решилась. Но не идти работать, не трудиться по осознанно выбранной профессии — мне была странна эта мысль.
В итоге, мой декретный отпуск продлился три месяца — в июне 1999 году я получила диплом, а в сентябре, того же года, поступила на второе высшее, по специальности «Практический психолог», туда же в пед университет. Было абсолютно ясно, что устроится на работу по специальности с годовалым ребенком — не было такой возможности. Я нужна всем как труженица, специалист, а имея маленького сына, я не понимала, насколько могу отдаться данной профессии. Как это часто бывает, именно в этот мне предложили в государственном детском саду работать логопедом. И в итоге получилось так, что ребенок в год и четыре месяца идет в детский сад, а я поступаю на второе высшее, обучаюсь по специальности «практический психолог» и работаю в детском саду логопедом. Я так проработала год, через год меня пригласили в школу с углубленным изучением английского языка, «Авторская школа Бойко, и я там проработала семь лет. Для меня это была моя личная колоссальная жизненная школа, потому что являлась единственным логопедом во всем учреждении, других специалистов не было. С одной стороны, мне было не совсем комфортно, потому как я «варилась в собственном соку». Как известно, всегда проводятся какие-то конференции, мастер-классы, тренинги между коллективами в рамках района, города, области, у меня этого не было — я была одна. Была сначала одним специалистом только на школу, потом одним специалистом на школу и детский сад. Когда открылся детский сад, учреждение стало носить название :Учебно-воспитательный комплекс « Авторская школа Бойко». Да, нагрузка была достаточно высока, но было очень интересно в плане профессионального роста. Мне очень нравился педагогический состав и отношение к работе всех сотрудников школы, а так же требования и политика школьной администрации, т.е её идеология.
Частная практика у меня была всегда. И, наверное, благодаря обширной частной практики, я понимала значимость своего труда, значимость своей работы и ценность тех знаний и умений, которые у меня есть. А частная практика у меня была либо до работы (с утра), и вечером. Рабочий день заканчивался в школе в половине шестого, я ехала в один из районов города, эти районы менялись, у меня было 2-3 или 4 частных урока на дому у клиентов, в девять-десять вечера я заканчивала и только тогда возвращалась домой. Конечно, это было безумно трудно физически, психологически и эмоционально. Материально, конечно, да, это здорово, потому что месячная оплата за частные уроки гораздо превышала месячную зарплату в учебном заведении, где я на тот момент работала. Но, это был мой выбор — я мало видела ребенка, я мало могла семье уделять времени, но, я таким образом нарабатывала опыт повышала свой профессионализм.
Позже дошло до того, что у меня был единственный выходной в воскресенье, я не успевала восстанавливаться и тогда приняла решение, что надо в этой жизни что-то менять. Особенно, когда я , возможно, смогу помочь как логопед большему количеству людей вне стен одного учебного заведения.
Как менять, что именно менять — я трудно вообще себе это представляла. Но у меня было достаточно много клиентов как у специалиста-логопеда, много желающих подготовиться к школе, позаниматься. Информацию и рекомендации обо мне передавали по «сарафанному радио». Были ситуации, когда желающие на логопедические занятия спланированы на месяц, на два, на три вперед.
Я старалась всегда общаться со своими институтскими одногруппницами, поддерживать отношения с преподавателями, потому что. не общаясь с профессионалами собственной отрасли, ты начинаешь не то, что деградировать, а топтаться на месте. Обязательное чтение литературы, обучение, самообразование, саморазвитие — это все само собой, но еще живое общение с людьми-практиками — вот это здорово тебя двигает и стимулирует не стоять на месте, а постоянно делать шаги вперед. Ну и сотрудничество в плане обсуждения диагнозов, результатов, действий в тех или иных рабочих ситуациях — это должно быть обязательно. И поэтому, работая в школе, я поняла, что расти мне некуда. А так как я уже вступила в учебный год, я не могла этот процесс прервать, поэтому мысленно я обдумывала, как я сделаю это грамотно и тактично. Не хлопнуть дверью и уйти, а, если я работала на конкретную организацию шесть лет, то не могла просто развернуться и уйти. Я должна была это сделать не обидев никого — прежде всего себя как профессионала, руководство и тех людей, которые надеялись, что я буду еще много лет работать.
Тогда, на седьмом году работы в школе, я доработала до марта месяца и в марте 2007 года, сняла помещение в гостинице «Харьков», потому что для меня это было ближайшее место, где я могла выбрать место в аренду для кабинета с хорошей транспортной развязкой. Каждый день в полшестого заканчивала рабочий день, а в шесть уже могла принимать первого клиента и так я могла иногда работать даже до десяти вечера. В тот момент стало понятно, что достаточно много взрослых людей нуждаются в логопедических услугах, а по сути, за подобной помощью им обратиться в таком большом городе некуда .
Когда я начала практиковать таким необычным для меня способом (в своём собственном логопедическом кабинете), то посоветоваться было не с кем, кто бы работал в подобной сфере частным образом. Клиники, поликлиники, больницы — это одна ситуация, какие-то частные предприниматели-производственники — это иная ситуация, а у меня сфера образования и не с кем было посоветоваться, чтобы кто-то подсказал в плане грамотного частного предпринимательства именно моей сферы деятельности. Поэтому, пришлось изучать очень много информации в интернете и литературе.
Для себя я очень многое открыла, изучая информацию, которая на тот момент мне встречалась. Я покупаю очень часто книги интуитивно — подхожу, читаю название, читаю какой-то фрагмент из представленной книги и понимаю, что это то, что мне нужно на данный момент времени. Там ответы на те вопросы, которые именно сейчас в моей голове возникают. Я могу поговорить с профессионалами, могу поговорить с друзьями, с родными, но я, так же, хочу получить эту информацию из источника печатного и я действительно получаю эти ответы, которые даже предвосхищают мои вопросы, а вопросы вытекают из предыдущих ответов.
Таким образом, я проработала 4 месяца, до конца июня 2007года именно в этом помещении, в гостинице «Харьков», первая комната была площадью восемь квадратных метров. Ни инвесторов, ни спонсоров у меня не было, я хотела убедиться в том, что то что я задумала, действительно действует, действительно работает. Всем, к кому я ранее приезжала на дом, сообщила, что с удовольствием могу продолжать с ними логопедические занятия, но адрес ведения моей деятельности теперь ул. Тринклера, 2 — в помещении гостиницы «Харьков». Я просто физически не успевала перемещаться по городу исходя из того большого количества желающих получать именно мою логопедическую помощь, в сутках ведь 24 часа. Ко мне на занятия было удобно доехать — метро «Университет», транспортная развязка, центр города — и поэтому кто хотел, тот продолжал работать на новой территории.
На работе я ничего не говорила, но есть же такое выражение «и стены имеют уши». Я даже думала шепотом, потому что педагогический коллектив был, в основном, женский. Если бы какая-то была неудача, из это бы раздули в слона. Но не это меня пугало, меня пугала экономическая ситуация на тот момент в нашей стране — это был 2007 год , когда с банками творилось не понятно что, когда люди не могли снять с банковских счетов свои собственные деньги, сокращения в организациях сумасшедшие — вот эта ситуация меня пугала, так как у меня не было изначально стартового капитала. Наверно, всё у меня так замечательно и получилось не благодаря, а вопреки.
Я действовала абсолютно интуитивно, по наитию, сердцем, душой, мозгами, очень много наступала на грабли. Особенно с рекламой было сложно — где давать, где не давать — рекламодатели оборвали телефон моментально, ну а так как нет бюджета безграничного, то и не получится бросаться в крайности.
Начала размещать информацию о своей работе в интернете, чтобы и посторонние люди знали и обращались за логопедической помощью. Не только друзья-знакомые, но и совершенно посторонние люди, которым нужна помощь. Проработав в таком режиме 4 месяца, я поняла, что не могу работать одна, не могу потому, что количество людей превышало мои реальные физические возможности, не могла работать с девяти утра до девяти вечера каждый день. На тот момент я приняла решение искать помещение в другом месте с целью расширения площади своего кабинета, ну и чтобы приглашать коллег ко мне присоединиться.
В июле 2007года, я нашла помещение на территории института Мечникова, там был автономный блок из двух комнат, и со 2 августа 2007года начала работать на территории института Мечникова. Помещение искала, заходя в каждое здание. Мне нужно было помещение с двумя комнатами, и соответствующей площадью, т.е. я выбирала помещения, куда я готова была привести своего ребенка. По параметрам, по состоянию: насколько оно адекватно подходит для логопедической работы, насколько проветриваемо, насколько оно сухое, насколько оно готово к тому, чтобы я могла заходить и работать. Потому что делать ремонт — это очередные вложения, которые нельзя делать, когда ты берешь новое помещение, переходишь на новое место и вкладывать большие средства, которых нет изначально, это было очень сложно. И тогда, с августа месяца, я пригласила свою коллегу институтскую одногрупницу, которая сейчас возглавляет Школу правильной речи «Риторика». Мы начали работать вместе, потом, в конце августа месяца ко мне еще один специалист присоединился, потом еще и, в общем, под Новый год, кроме меня, работало еще четыре специалиста. В марте-апреле еще два специалиста добавилось. Далее, к своему удивлению, я обнаружила, что летом ни одна организация, которая оказывает подобные услуги, не работает в полном объеме, даже частные структуры уходят в отпуска и на месяц закрываются. Как, если есть спрос, если есть необходимость работать? Почему закрываются? Поэтому, проработав вот так вот год и поняв, что нагрузка растет и растет, а люди идут, идут и идут, а мне специалистов и комнат не достаточно, тогда я снова начала искать новое помещение. С июля 2008 года у нас добавилось помещение по адресу ул. Полтавский шлях 152. А в декабре 2008 года, у нас появилась необходимость объединить эти два офиса в один, но с перспективой расширения уже в одном месте. И мы полностью переезжаем на проспект Гагарина, 4.
Здесь мы обосновались с 2009 года. Добавились еще специалисты. Работы еще прибавилось. Отдельные слова хочу сказать о родителях, чьи дети посещают наши занятия. Помощь родителей нужна всегда, потому что 40% результатов нашей работы зависит от того, как относятся родители к той деятельности, которую мы проводим, и как они в этом принимают участие, а 60 % — это работа специалиста с ребенком. Если родители стимулируют ребенка, подбадривают, помогают, верят, выполняют домашние задания и рекомендации, то будет результат, а если какие-то из этих критериев не выполняются, то наше сотрудничество растягивается на долгое время — не тот у нас интерес. Наш интерес — дать результат в максимально сжатые сроки, потому что, когда работа длится долго, это не интересно ни нам, ни клиентам.
Волшебной палочки нет, у детей волшебной кнопки тоже нет, но есть человеческий фактор, который является определяющим. Если ребенок говорит «моя» (имеется в виду специалист, который занимается с ребёнком), он сделает все, чтобы «моя» никуда не делась. А если детям на занятии с этим специалистом не интересно, то надо менять педагога. Я всем родителям говорю, что Вы выбираете организацию — организаций в городе много — а ребенок выбирает специалиста. Я могу предлагать специалистов. Но все равно ребенок выбирает, потому что это честно по отношению к детям. Мы требуем от них, но не требуем от себя — нам надо сначала самим потрудиться, приложить усилия, обойти, может быть, несколько организаций, посмотреть, где вашему ребенку будет комфортно — доехать, дойти, находиться — до, во время и после занятий. Насколько все условия, которые предлагаются, подходят именно вашему ребенку и тогда уже давать возможность детенышу самому начинать трудиться в направлении исправления или развития определённых процессов.
— Работа с детьми не каждому под силу. Мне кажется, это тяжелый труд. Или у вас наоборот это легко получается?
— Наоборот. Это легко. Детки, они как глина. Вот если ты его лелеешь, любишь, холишь, заботишься и развлекаешь, как только можешь, с душой к ребенку подходишь, то он тебе ответит тем же. Со взрослыми — другая ситуация: они в каждом слове читают подтекст «ну, мол, давай-давай». Со взрослыми вообще, чем проще, тем лучше: факт-действие, инструкция — выполнение, а с детьми там надо на уши встать, попрыгать, побегать, наизнанку вывернуться, но они что-то чувствуют, что-то знают дети. С детьми быстрее результат происходит, он показательней. А если человек 30 лет говорил не правильно, он месяц ходит к логопеду и ему очень трудно перестроиться. Поэтому мы всегда рекомендуем всем людям старше 12 лет получить хотя бы единоразовую консультацию у психолога, чтобы вот эти психо-эмоциональные переживания, комплексы, якорёчки, которые есть внутри человека, сгладить и дать возможность человеку жить не с нового листа, а по-другому взглянуть на ситуацию.
Когда-то мы все научились читать, писать, говорить — кто-то хуже, кто-то лучше. Все зависит от того, какой уровень требований к себе человек предъявляет и сколько он трудится для того, чтобы достигнуть этого результата. Возрастных ограничений в исправлении звукопроизношения нет, но все зависит от мотивации и трудолюбия. Я всем взрослым говорю: я вас за руку на улице не поймала, вы сами сюда пришли и вы сами приняли решение, что вы хотите менять ситуацию к лучшему — это трудно, это работа, но этот ваш результат раз и на всю жизнь. У вас появятся свои дети, и вы будете иметь право предъявлять к ним требования, потому что вы потрудились когда-то, не в пять, не в шесть лет, а в тридцать и это заслуженный результат будет, он будет осознанным и он навсегда будет этот результат. Поэтому я не могу сказать, что в данной ситуации сложнее, легче, показательнее — однозначно — с детьми этот результат быстрее и явно видимый. В работе с детьми нашими союзниками являются родители, которые приводят их на занятия — это очень важный аспект в достижении желаемого результата. Ясно одно, никогда нет готовых ответов на вопросы. Это вечный поиск. Нужно много знать, уметь, понимать, осознавать, делать оценку возникающих рабочих ситуаций, перестраиваться в процессе. И в процессе ты не знаешь, в какую сторону тебя повернет. Да, есть структура урока, есть определенные правила очередности, которые мы нарушать не можем, но как мы будем пользоваться своими знаниями — это только наш профессионализм и наше большое желание. Собственно говоря, если человек понимает, что он находится не на своем месте и занимается не тем, что он хочет, надо менять профессию — это любой профессиональной деятельности касается. Есть же термин «профессиональное выгорание», поэтому об этом надо помнить и это нормально — менять ситуацию, если ты чувствуешь, что ее пришло время поменять.
— В какой момент Центр развития и коррекции речи получил свое название Lalio?
— Это очень просто — когда мы создавали свой сайт. Мы его месяц не могли запустить, потому что не могли выбрать название. Сначала наша организация называлось — логопедический кабинет. Потом у нас добавился сурдопедагог, который оказывает помощь глухим и слабослышащим людям. Потом добавился дефектолог, который помогает детям с особенностями, нарушениями в психическом или интеллектуальном развитии — мы не можем называться логопедическим, потому что у нас уже больше направлений. Но все равно мы были логопедическим кабинетом — добавились психологи — и какай же это логопедический кабинет. И когда мы создавали сайт, то специалист, который нам в этом помогал, сказал, что нужно название, чтобы читалось и на английском языке и на русском — легко, простые буквы, легкое на слух, на восприятие, и главное, чтобы соединить в себе все вот эти профессии воедино. Название «Lalio» переводится с латыни как речь, говорить, вещать, общаться, разговаривать. Все профессии здесь соединены. И на тот момент мне захотелось сделать четкий акцент на то, что мы не занимаемся только исправлением, мы нацелены именно на развитие, а уж потом на коррекцию. Очень важно с ребеночком прийти в годик и проконсультироваться, получить комплекс рекомендаций, выполнять их самостоятельно самим родителям, если это в их силах. В два года, в три, в три с половиной, в четыре, в четыре с половиной — просто приходить на единоразовые консультации к специалистам — будь то логопед, будь то психолог. И, когда ребенку остается год до школы, мы (взрослые — родители, воспитатели, будущие учителя начальных классов и т.д.) предъявляем к ребенку требования: произносит ли он все звуки, грамотная ли у него речь, сформирована ли эта речь, умеет ли он излагать собственные мысли или грамотно отстаивать свою точку зрения. И активно занимаемся подготовкой к школе, хотя «подготовка» начинается у детей с рождения. Но активно родители, обычно, начинают готовить детей за год или пол года к школе. Если бы родители вовремя водили ребенка к узкопрофильным специалистам на консультации, то может и не потребовалась бы помощь специалиста в коррекционном направлении. Поэтому, наша основная задача — развивать наших деток, вовремя подсказывать родителям и адресовать к литературе, к каким-либо рекомендательным источникам — сайты, книги, может быть к каким-то консультативным источникам. Родители по рекомендациям занимаются в течение полугода и стараются расширять сферу своего воздействия на детеныша, ну а потом, если уж не сложилось, после шести лет, конечно, это уже коррекция. Вот если это дети с особенностями в развитии, то коррекция первоочередная и о развитии там речь не идет, именно коррекционный процесс начинается. Поэтому название возникло, когда нам надо было «озаглавиться» в широких просторах интернета. Хотя существует центр «Лалио» в Ярославле, он просто называется «Лалио». Я назвалась «Центр развития и коррекции речи Ирины Коваль «Lalio», т.е. тут уже никаких аналогий, а потом «Лалио», конкретнее быть не может — имени меня. Когда это дело является жизненным этапом, то почему бы не включить в название собственное имя и фамилию. А по сути — это дело жизни, это образ жизни. Я не делю себя между работой и не работой. У меня нет понятия «я иду на работу». Я даже так не говорю. Я говорю «я еду в офис». Офис — это место, где я провожу большую часть времени, но это не есть моя работа, это не есть наказание, это не есть каторга, а это есть то, что я создала и то, от чего я получаю удовольствие, это то что я очень люблю.
— Т.е. вы к этому процессу не относитесь как к бизнесу?
— Жизнь нас ставит в такие рамки, что иногда надо, когда это завязано на материально-денежных эквивалентах. В этом случае надо относиться как к бизнесу, но когда это касается профессиональной деятельности — есть клиент, есть запрос клиента на оказание определённой помощи, есть твои знания, опыт профессионализм, и есть помещение, т. е. место в котором можно эту помощь предоставить, то это образ жизни.
— Откуда черпали информацию о ведении бизнеса?
— Прежде всего это литература, которой я пользовалась когда-то. Перелом, наверное, произошел, когда я шесть лет проработав в учебном заведении, и на тот момент была уже года три зарегистрирована в одной из сетевых компаний и пользовалась их продукцией целиком и полностью. Меня часто приглашали на мастер-классы, презентации, я все время отнекивалась и говорила « нет, вы что, это не мое, у меня педагогика, у меня психология, у меня логопедия, это не ко мне». А потом, в какой-то момент, я поняла, что если меня так настойчиво зовут и приглашают, то почему бы мне не повернуться лицом и ушами к этим людям и не послушать? Притом, что у нас с людьми, которые строили свой бизнес в данной сетевой компании были достаточно дружеские и родственные отношения — семьями мы дружили, а наши профессиональные деятельности протекали параллельно.
Летом проводился мативационный семинар на котором я согласилась поприсутствовать. Одна девочка своим выступлением меня очень «зацепила» — она достигла достаточно высокого материального уровня, будучи моей ровесницей и окончив консерваторию, работала учителем музыки. Когда, проработав два года в музыкальной школе, к сожалению развелась с мужем и осталась одна с восьмилетним ребёнком, она не понимала, что в материальных благах может дать своей дочери. Ведь всем известно, что заработная плата в этой сфере достаточно низка (моему сыну на тот момент тоже было восемь лет).
Мы с ней были рождены при советском союзе, мы обе попали в эти изменчивые экономические отношения страны, нам негде взять, нам нечего ждать от государства. Нас учили работать, нас учили трудиться, нас учили быть профессионалами в своей деятельности, но как применить эти знания, нас никто не учил. Она все разложила по полочкам, как у нее это происходило, почему она приняла решение заниматься частным предпринимательством и какой путь прошла. И в момент, когда я слушала данное выступление, у меня вот что-то «щелкнуло»: я ее услышала, я поняла, что она проделала ту же работу, которую необходимо проделать мне. К сожалению, не понимала, что мне надо делать, но я понимала, что мне надо что-то делать. И вот тогда я стала обдумывать, что-то считать, вернее все это делал мой муж, потому что у меня эмоции безграничные, а с экономическими категориями ему было проще, у него холодный ум, а у меня большое желание, эмоциональный порыв — и вот эти вещи мы постаралась вместе совместить.
Тогда я начала посещать презентации, семинары и слушала то, что надо для меня, я слушала то, что нужно для бизнеса, для экономической ситуации нашей страны, для моих действий, я слушала людей, которые приезжали из разных стран и читали мастер-классы. Я слышала то, что необходимо было мне в тот момент времени. Читала много литературы, слушала диски, т.е. очень много информации появилось той, которую мне никто никогда не давал, даже получив два высших образования.
— Что или кто помогал Вам выдерживать такие нагрузки?
— Семья. Муж, прежде всего. Родители. В любой ситуации я звоню мужу — то ли там слезы в шесть ручьев, то ли восторг неописуемый. По сути, мы с ним вместе с 18 лет, мы вместе взрослели, поэтому мы друг друга очень хорошо понимаем. А ещё, мы с ним абсолютно разные, поэтому мы друг друга дополняем. Он меня приводит в чувства от тех потоков энергии и мыслей, которые иногда появляются в моей душе и голове — в здравое русло направляет.
— Выдержать нагрузки помогают мысли не о материальном благе. А какие?
— Желание реализоваться в профессии , чтобы делать то, что ты считаешь нужным, правильным — вот это во главу всего — помогать людям и получать удовольствие от работы.
Периодически в нашем Центре мы проводим консультации всех специалистов по акционным ценам (5 грн. или 10 грн. за приёом). Мы понимаем, что есть достаточно много людей, которым нужна помощь, а материально они не могут себе позволить себе этого: в поликлиники на приёом не пробиться, либо родители не доверяют тем или иным специалистам. Харьковчане знают, что есть организация с именем, знают, что есть результаты и я огромное удовольствие получаю, когда могу подсказать людям в нужное время важную для них информацию. Да пока они будут ждать год-два-три — не понятно, что произойдет с ребенком и с ситуацией. Помощь тем, кому она необходима, с учётом наших возможностей предоставить её за символическую плату.
В общем, могу сказать, что моя семья оказывает самую главную помощь в моей работе, а еще коллектив. Есть же прекрасное выражение Сталина о том, что кадры решают все, вот и в моей ситуации — это именно кадры решают все. Я подписываюсь под каждым словом и действием моих специалистов, я им доверю целиком и полностью, знаю, что они живут профессией, я это абсолютно четко понимаю. С одной стороны являюсь требовательным руководителем, с другой стороны корректным и мягким, со мной можно решить абсолютно все вопросы, особенно экстренные. (Но об этом лучше спросить у моих коллег). Это и врожденное качество, и приобретенное — относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Если ты к людям с пониманием и душой, принятием их, такими, как они есть, то и они к тебе будут соответственно относиться. Каждый выполняет свою работу, со своим клиентом, в том отрезке времени, в котором клиент попал к нему в кабинет на занятия. И никогда специалисты не работают с тем клиентом, с которым они не хотят работать, по каким-либо причинам, это просто не обсуждается — да или нет. Я могу попросить, но я никогда не буду настаивать.
— Вы говорили о большой значимости книг в вашей жизни. Можете ли Вы порекомендовать какие-то книги?
-Когда-то, совершенно случайно, на одном из семинаров, в мои руки попала книга Брайн Трейси «Достижение максимума» — это книга, можно сказать, обо всем, но я там увидела свое. Ну а дальше вся литература, которая направлена на то, чтобы перестроить свое мышление, чтобы научиться мыслить по-другому, потому что то, о чем, и как мы думаем, то с нами и происходит. Если мы думаем о плохом, плохое с нами происходит, мы думаем о хорошем — хорошее с нами происходит. Мы правы абсолютно всегда: мы думаем плохо — мы правы, мы думаем хорошо — мы правы. И в этом есть наша правда. Еще есть такое замечательное выражение «Любое принятое Вами решение является абсолютно правильным в тот момент времени, когда вы его принимаете». В один момент времени — одни обстоятельства — и вы приняли правильное решение, в другой момент времени — подобная ситуация, но другие обстоятельства — вы приняли правильное решение — и несете ответственность за собственные решения. Потому что если читаешь литературу, читаешь книги тех людей, которые добились реальных результатов, проделав работу самостоятельно либо собрав информацию о других людях, и умея рассказать о своём жизненном опыте, ведь можно пользоваться этой информацией.
Почему каждый не придумывает кулинарные рецепты? Есть книга кулинарных рецептов, но вы можете миксовать, можете комбинировать эту ситуацию и примерять под себя и под тот момент, и под те обстоятельства, которые есть в данный момент времени. И самое главное — это собственное мышление, как мы настроены на ту ли иную ситуацию каких мы ожидаем результатов, как мы реагируем, потому что любая ситуация состоит на 10 % из ситуации и на 90% из того, как вы относитесь к этой ситуации — это наше мышление, наше восприятие, наши чувства, наши эмоции. Что касается информации, которую мы получаем, то неспроста она попадает в определенный момент времени. Этой весной я ездила в Москву на очередной обучающий семинар. Как и ранее, обещаю себе никаких книг не покупать — в интернете же есть все. Я не люблю читать в электронном варианте, люблю либо аудио книги, либо типографские издания, они пахнут, они другие, могу возвращаться к уже прочтенному — они живые. Вот иду я мимо лотков с книгами, нахожу книгу, в которой повествуется о том, что я сейчас думаю — покупаю, читаю. На тот момент я об этом думала, о тех вопросах, которые освещались в книге, это были вопросы по семейным и родственным ситуациям, по ситуациям «родные и близкие», работа, друзья — те вещи, из которых наша жизнь складывается. И вот этот автор — психолог дает ответы грамотные, обоснованные — для меня это было озарение. Я просто эту книгу проглотила и поняла, что я оказалась в нужном месте в нужное время и увидела и услышала то, что мне необходимо. Поняла, что для себя я с пользой съездила на семинар. Ну и отсутствовать пять дней на рабочем месте — это тоже отдых для меня.
— А вот ещё четыре книги, которые Вас впечатлили —
Девид Шварц «Магия масштабного мышления»,
Наполеон Хилл «Ключи к позитивному мышлению»,
Джон Максвел «Курс на успех» и Джеф Келлер «Отношение определяет все». Это Ваш ТОП5.
Скажите, какие три качества можете выделить, которые Вам помогали в достижении сегодняшних результатов?
— Это, наверное, вера в то, что получится, а получится обязательно. Во первых, я не всегда знаю, ЧТО получится, но я всегда ЗНАЮ, что получится, потому что я всегда с благими намерениями и с позитивными установками любое дело начинаю. И это не потому, что мне сказали, что так надо, а потому, что я так чувствую, я к этому пришла. Второе — это трудолюбие — это обязательно, то есть нет такого слова — трудно, не могу, я устала — да, я устала, но это никого не касается. Я могу себе как-то оправдать те или иные моменты, но трудиться надо, это мой выбор и я этот выбор должна осуществлять и результаты должны быть, результаты должны быть максимально лучшие, которые только возможны. И третье — это отношение к людям — я дорожу тем, что у меня есть и хочу всегда это поддерживать, потому что отношусь к людям так, как хочу, чтобы относились ко мне. А иногда стоит просто отойти в сторону и перестать контактировать с теми людьми, которые доставляют тебе какие-то переживания, если есть такая возможность. И случайных людей не встречается в нашей жизни — это только те люди, которые нам должны встретиться на определенном жизненном этапе. Все испытания даются нам по силам. Когда тебя окружают единомышленники, которые верят тебе, то это вполне реально.
— За время Вашего движения вперед и вверх, отношение к дружбе менялось?
— Трудно эти вещи разделить — есть профессионализм, есть дружба профессионалов. Я не могу сказать, что друзья, которые со мной работали, меня предавали — те, с которыми я много лет плечо к плечу. Я всегда открыта к диалогу и прошу, если людей что-то не устраивает, они хотят что-то поменять, чтобы они говорили мне, и мы вместе подумаем, как мы можем данную ситуацию изменить. Завистники — да, они были, есть и будут всегда — это нормально, это стимулирует и немножечко подбадривает — необходимо всегда работать над собой, необходимо трудиться, менять себя к лучшему. Но я не могу сказать, что я категорически против того, что с друзьями не работают.
Первый специалист, которого я пригласила на работу в свой кабинет, через четыре года нашей плодотворной работы открыла собственное дело и сейчас, уже два года, возглавляет Школу правильной речи «Риторика». Ещё пример: одна из моих сотрудниц, проработав плечом к плечу в нашем Центре более пяти лет, так же, пожелала открыть собственное дело в логопедической сфере. Я твёрдо уверена — это настоящие профессионалы, и если они уже «выросли» из стен нашей организаций и готовы браться за собственное дело, организовывая его на собственное усмотрение и взгляд, я радуюсь за них. И за себя радуюсь, что смогла показать коллегам, реальную возможность в нашей стране, соблюдая законы чести и права заниматься любимым делом. А в глубине души, иногда, закрадывается грусть — мне их не хватает, именно в моём коллективе. Но мы продолжаем поддерживать дружеские и профессиональные отношения — это цивилизовано, и мне приятно иметь коллег-союзников.
На сегодняшний день, у меня в Центре работает сотрудница, с которой я так же училась вместе в одной группе в ВУЗе — сейчас, ей удобно и комфортно работать под моим началом. Если и она пожелает изменить данную ситуацию, я пойму и постараюсь поддержать её в этом начинании. Как показал мой жизненный опыт — начинать с союзниками и поддержкой намного легче и приятней. Пусть, лучше, будет в нашем городе по-больше организаций подобного профиля. Работы хватит всем. А клиенты сами выберут к кому им обратиться. Я не рассматриваю дружбу как препятствие. Конечно, всегда комфортней работать с посторонними людьми, но если ты честен в отношениях с коллегами, то зачем делить на друзья — и посторонние.
— Есть такая общепринятая рекомендация от успешных предпринимателей — когда их спрашивают, нужно ли вести бизнес с друзьями или родственниками, то они отвечают категорическим НЕТ.
— Это опыт — это жизненный опыт конкретных людей. Я тоже с данной формулировкой согласна, но не ставлю это во главу. Если у меня на выбор два профессионала — профессионал, которого я знаю 10-15 лет и профессионал, которого я вижу первый раз, то тут я слушаю свою интуицию, а там время покажет. Вообще-то, правильно периодически менять место работы. Это нас стимулирует, это нас побуждает к тому, что мы должны расти, меняться и получать новые знания. Мы попадаем в новый коллектив, мы встречаемся с новыми людьми, и люди эти неспроста в нашей жизни появляются. Я не говорю, что менять место работы обязательно, но совсем не плохо.
-Было ли у Вас ощущение, которое называется «проснуться успешным»?
-Да. Вот в ситуации награждения меня как лауреата Регионального рейтинга «Харьковчанин года — 2010», когда мне позвонили и сказали, что я участвовала в рейтинге и являюсь номинантом и победителем. Я была, честно говоря, удивлена и даже ошарашена. Как-то же меня выделили. Какие-то исследования провели, что-то они сделали.
Это награждение было очень значимо для моих родителей, они ощутили, что мой труд оценен на уровне города. На мою профессиональную деятельность по другому взглянули те люди, которые были рядом со мной на тот момент. А я об этом вспоминаю только тогда, когда вижу диплом на стене о офисе или заметку на нашем сайте.
— Есть ли понятие конкуренции на Вашем рынке?
— Это можно называть как угодно. Самое главное — как мы к этому относимся. Клиенты выбирают, где им лучше, они могут идти в одно место, во второе, в третье. Город большой. Проработав более шести лет, наш Центр имеем определенное имя — кто-то идет на имя, кто-то руководствуется рекомендациям, кто-то видит по телевизору и приходит, кто-то смотрит на рекламу, кто-то территориально выбирает, кто-то идет к конкретному специалисту — т.е. выбирают клиенты.
Я бы хотела слово «конкуренция» заменить на «сотрудничество». Мне очень приятно, когда нас рекомендуют наши коллеги. Поэтому, ну какая тут конкуренция — частная организация работает с девяти утра до девяти вечера, клиенты получают качественную услугу и, поэтому, люди выбирают — либо ходят в государственное учреждение, либо на дом приглашают специалиста, либо ходят к нам. Очень хорошо, когда мы осведомлены о том, что клиенты посещают занятия и в государственном учреждении для того, чтобы мы могли параллельно вести работу в одном направлении.
— У Вас очень много времени уходит на Центр, а заняться параллельно какими-то видами бизнеса есть желание?
-Нет, я не думала об этом. Я получаю удовольствие от того, что у меня здесь происходит. Клиентов я не веду, так, чтобы взять на старте и довести до результата, так как я сама себе не принадлежу и не могу подвязываться под конкретное время, дни, режим. Я могу заменять любого из специалистов как профессионал, в этот момент я, конечно же, продолжаю расти и очень люблю проводить первичные приемы. Мне это доставляет очень большое удовольствие, когда люди приходят «с улицы», они имеют о нас какое-то представление либо не имеют никакого и когда для них проводит первичный прием руководитель, это их впечатляет. Поэтому то, что я делаю, пока мне доставляет удовольствие и никаких кардинальных резких действий я бы не хотела предпринимать. А во-вторых, все это упирается в средства — если появляются свободные деньги, они снова вкладываются в Центр — материально-техническая база, реклама — все делается осознанно, ничего не берется ниоткуда и не должно уйти в никуда. Если что-то появилось, значит это нам для чего-то нужно. А для чего — обдумываем первоочередные необходимости.
— Если говорить о бизнесе в нашей стране — это испытание для сильных духом или это все-таки возможности?
— Нам, частным предпринимателям, в данном случае очень сложно, так как направление в сфере образования, педагогики никогда не было прибыльным делом. Я не могу привести вам пример, где бы сфера образования дала колоссальные прибыли. Это образ жизни, большая любовь к своей профессии и значит чем-то надо поступиться. Приходиться поступиться заработками, доходами. Наша профессия подразумевает определенные неудобства, дискомфорт — материальный дискомфорт — да, в нашей стране — это налоги, это аренда, это невозможность иметь собственного помещения. Я уже готова взять на себя ответственность за содержание собственного помещения, муж оставил бы то место работы, которое он занимает сейчас и мы бы с удовольствием занимались собственным делом вместе. У меня сын серьёзно занимался спортом, он мог бы тренировать, в этом помещении мы с удовольствием и зал для тренировок открыли. Мы в состоянии нести ответственность за то, что у нас есть. Я бы хотела не квартиру себе купить, а собственное помещение приобрести, желательно здание, а не часть здания, потому что это немного разные вещи. Если отвечать, то отвечать за все — и за канализационные люки, и за водопровод, и за газ.
К сожалению, в нашей стране, все происходит не благодаря, а вопреки. Сложная экономическая ситуация — пожалуйста, в собственное плавание. В самом начале моего пути, знакомые крутили у виска и говорили, что я ненормальная, что кредиты не дают, банки закрываются, зарплаты не платят. Но я уже выбор свой сделала, все. Мне в такие моменты не хотелось делать шаг назад. Я была не готова. Я полгода вынашивала эту мысль, привыкала к тому, что я могу работать на себя и по своим правилам, потому что ценить и уважать свой труд тоже надо. И свобода собственных действий, собственных решений — это дорогого стоит — ни один руководитель не может тебе возместить материально либо грамотами-медалями твою свободу и право деятельности в профессии. Потому что когда ты находишься в структуре, ты должен подчиняться этой структуре и этим условиям, а когда ты сам себе создаёшь определённые условия — надо им подчиняться: «Сам придумал, сам и смейся!»
— Последний вопрос у меня остался. Представьте, что встретили себя юную с горящими глазами, и с огромным желанием сделать свое дело. Что бы Вы сказали при встрече? Какие бы это были советы?
— Наверное, я бы повторила бы все, что сказала здесь уже, и посоветовала бы действовать смелее, потому, что мы никогда не знаем, как наше решение реализуется в наших действиях со временем, мы предполагаем один исход событий, но исход может быть совсем иным.
Поэтому если мы видим необходимость тех или иных действий, то нужно просмотреть все аспекты за и против, взвесить, послушать свое сердце, выслушать умных-мудрых людей, и принять правильное решение. Когда я была маленькая, не придавала значения словам сказанным моим папой — он всегда мне желал, чтобы в моей жизни встречались люди, которые бы мне помогали и поддерживали меня в благих начинаниях. Мне очень с этим повезло. Достаточно много в моей жизни встречалось людей, посторонних людей, к которым я приходила с открытыми глазами и душой, с просьбой о чём -то. Они мне отвечали: ну ты смелая, вот тебе, трудись. В подобных ситуации надо быть смелее, не бояться, не думать о том, что получится — не получится. Если та идея, ради которой все происходит, во благо не только тебя, но и окружающих, то дело того стоит.
Мы живем, и проживаем её только. А если мы живем один раз, мы можем это делать и с удовольствием, и с радостью для себя и окружающих.
Ссылки на интервью в проекте Власна справа
http://blog.vlasnasprava.info/intervyu-s-irinoj-koval-rukovoditelem-centra-razvitiya-i-korrekcii-rechi-lalio/
http://www.vlasnasprava.info/ua/interview?page=interview&id=56