Каждое речевое нарушение имеет свою классификацию. И дислалия не стала исключением.
В основе речевых процессов участвуют несколько анализаторов — это двигательный, слуховой, зрительный. При дислалии нарушения происходят только в двигательной и слуховой сферах. Это связано с нарушениям работы коры головного мозга.
В зависимости от этого выделяют две основные формы дислалии:
-
механическую — связана с нарушением анатомического строения артикуляционного аппарата (языка, губ, челюсти и зубов) ;
-
функциональную — возникает в следствии:
1.общей физической ослабленности ребенка из-за различных соматических заболеваний в период формирования речи, а так же при задержке психического развития(ЗПР) и минимальной мозговой дисфункции(ММД).
2. социальных факторов таких как отсутствие общения, подражание неправильным образцам речи.
В свою очередь в функциональной дислалии выделяют две формы:
К первой форме относится моторная дислалия.
Ко второй форме относится сенсорная дислалия;
Данные формы выделены с учетом распространения нарушений в центральном отделе двигательного или слухового анализатора.
При моторной функциональной дислалии губы и язык утрачивают четкость движения. Это приводит к потере точности произношения звуков. Они звучат приблизительно, но не точно. Такое искажение называется фонетическим дефектом.
При сенсорной функциональной дислалии затрудняется различение звуков сходных по звучанию. Например: твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих звуков. Звуки могут смешиваться и заменяться в устной речи (фонематический дефект). На письме проявляется в однотипной замене букв.
Одновременно может наблюдаться присутствие сенсорной и моторной дислалии. Данное нарушение называется сенсомоторной формой дислалии.
Учитывая количество нарушенных звуков дислалия может быть:
-
простой (когда неправильно произносятся от 1-го до 4-х звуков)
-
сложной (когда неправильно произносится более 4-х звуков).
Нарушение произношения звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), называется мономорфной дислалией. А если нарушается произношение звуков из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) данное нарушение называется полиморфной дислалией.
Фонетические дефекты произношения звуков разных групп при дислалии в логопедической практике принято обозначать терминами. Они образованы от букв греческого алфавита.
Познакомимся с ними более подробо.
Недостатки произношения [р] и [р’] называется ротацизмом.
Если не произносятся звуки [л] и [л’] -это ламбдацизм.
Проблемы с произношением шипящих([ж], [ш], [щ], [ч]) и свистящих ([с], [с’], [з], [з’]) имеет название сигматизм.
Йотацизм — это недостатки произношения звука [й].
Проблемы связанные с произношением звуков [г] и [г’] имеет название гаммацизм.
Каппацизм — недостатки произношения звуков [к] и [к’].
А хитизм — это проблемы с произношением звуков [х] и [х’].
Так же при дислалии присутствуют дефекты озвончения, оглушения, смягчения и твердости. Это когда происходит замена звонких согласных — парными глухими, а мягких согласных — парными твердыми звуками и наоборот.
Если при дислалии присутствует фонематический дефект (это замена звуков), к названию недостатки звукопроизношения добавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.
Помните! Своевременная консультация у специалиста — логопеда позволит Вашему ребенку избежать психологических проблем при общении со сверстниками. А его речь будет красивой!
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)