Cитуация, в которой ребёнок всё время молчит может быть противоречива. Ребёнку может быть комфортно молчать, его и так все понимают и варианты ответов сами взрослые предлагают. В ответ малышу лишь надо кивнуть или жестом указать.
Позднее начало использования речи ребёнком, возможно и как вариант нормального развития. Но это может быть характерно для одной семьи. Где наследственный фактор является ведущим в предрасположенности к нарушении речи. В этом случае ребёнок понимает обращённую речь (соответственно возрасту) выполняет инструкции (дай, возьми, положи) и активно пользуется жестами.
К сожалению, чаще всего задержка развития речи сигнализирует об отклонении в развитии.
Причинами задержки речевого развития (или полного отсутствия речи) могут быть
- расстройства аутистического спектра (ребёнок не пользуется жестами и не использует речь для выражения своих эмоций, при этом он активно, на распев поёт разные звуки и его речь совсем не понятна взрослым).
- Задержка психического развития (проявляется в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, быстрой пересыщаемостью, задержкой речи).
- Нарушение слуха (наличие физического слуха в последствии речевого слуха, является необходимым условием для нормального овладения речью).
- Моторная и сенсорная алалия (полное или частичное отсутствие речи при нормальном слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребёнка).
- Дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой.Страдают практически все группы звуков.Речь нечёткая, смазанное звукопроизношение, нарушение голосообразование и изменение темпа речи).
- Общее недоразвитие речи (ОНР- системное нарушение речевой сферы (звукопроизношение, фонематические процессы,грамматический строй речи, лексика) при нормальном слухе и сохранном интелекте.
- Некоторые генетические заболевания и хромосомные нарушения.
Что именно вызвало нарушение речи в вашем случае, определит только специалист-логопед. Возможно, понадобится и консультация невропатолога, отоларинголога.
Уважаемые родители!
Вас должно насторожить и подтолкнуть к решительным действиям тот факт, что до 12 месяцев у вашего ребёнка не была сформирована лепетная речь (лепет подготавливает органы артикуляции к активным и тонким действиям, которые необходимы для сложных речевых движений), в полтора года малыш не знает названий окружающей среды, не выполняет простые инструкции. В два года словарный запас составляет менее 10 слов, а к трём годам не пользуется фразовой речью (из 2-3х слов в предложении).
С момента рождения Вам следует проявлять инициативу в общении с ребёнком, развивать и подключать анализаторы восприятия :
Зрительный (использовать яркие предметы в плавных движениях вверх-вниз, влево-вправо. Игра «Прятки», т. п.).
Тактильный ( в головном мозге центры, отвечающие за речь и тонкие движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем отделы мозга, активируем и соединение зоны, которые отвечают за речь. Начинать надо с массажа фалангов пальчиков, после нанизывание бусинок, перебирание мелких предметов, различение свойств на ощупь – шершавый, гладкий, колючий, холодный т.д.) Подробнее о развитии мелкой моторики читайте статью «Змеечки, застежки…»
Слуховой (все упражнения, движения сопровождаются стишками, потешками, песенками. Различение на слух тембра и силы голоса, громко-тихо, ласково-грозно т.д.).
Речедвигательный (используя игровые приёмы предложить ребёнку показать сказку «О весёлом язычке», где сможете в полном объёме увидеть точность выполнения упражнений, переключаемость с одного упражнения на другой). Зная такие нюансы можно прогнозировать, будет ли в последующем нарушено звукопроизношение вашего малыша. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит можно тренировать и мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков.
Стимулировать развитие речи необходимо обращая внимание на неречевые звуки, которые нас окружают (капает вода кап-кап, звенит комарик-зззззззз); речевые звуки (предлагайте проговаривать односложные слова – там, вот, кот, дед, баба т. д. В последующем слова усложняются слоговой структурой и грамматическими категориями -вода, котик; фразой из двух слов – это папа; там котик; дай, мишку, т.д.).
Мотивировать речевое общение ребёнка можно и нужно с раннего возраста. Чёткая и внятная речь взрослого является примером для подражания малыша. И ещё, используйте альтернативные вопросы, типа : «Ты хочешь воду или сок?». При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Малыш слышит подсказку в вопросе и повторяет нужное ему слово. Тем самым Вы повышаете его самооценку, развиваете мышление, умение высказывать свои желания, ощущения. Вы принимаете его выбор и выполняете его просьбу (он ведь ваши просьбы часто выполняет).
Взрослые, внимательно следите за тем, как развивается ваш ребёнок. Заметив какие-либо тревожные или просто непонятные особенности поведения ребёнка, обратитесь за консультацией к специалисту.
Желаю успехов!