Жизнь ребенка каждый день неповторима, полна открытий, новых эмоций, впечатлений и переживаний. Однако с рождения дети не умеют правильно понимать окружающий нас мир, адекватно оценивать происходящие события. Этому они учатся у взрослых. К примеру, малыш скинул на пол игрушку: хорошо это или плохо? Каждый родитель реагирует по-своему. Кто-то удивляется вместе с ребенком и с улыбкой наблюдает, как падает игрушка, говоря «Бух!»; а кто-то хмурит брови и журит малыша: «Ай-ай-ай!». То есть родители сами окрашивают происходящие события в положительные или отрицательные оттенки.

            Взрослея, ребенок включается в различные социальные группы, начинает приобретать новый социальный опыт. Так, сталкиваясь с другими детьми на детской площадке или в садике, ребенок может наблюдать поведение «жадин», «драчунов», «плакс». Маленький человек не может понять, почему нельзя, уходя от гостей, забирать чужие игрушки. Или почему другой мальчик высыпал на него песок из песочницы. Или почему девочка не хочет есть кашу и плачет. Тут и появляется вопрос к родителям «почему?». И снова взрослый объяснит, что происходит, и почему. Именно благодаря объяснению взрослого, изо дня в день маленькие «почемучки» учатся понимать окружающий нас мир. Бывает, что даже после многократных объяснений ребенок снова, в который раз спрашивает «Почему?», тогда переспросите Вы у него: «А почему…?». Вы увидите, какое удовольствие самому ребенку объяснять то, что он понял, и как ему хочется поделиться этой радостью с Вами. Не забудьте похвалить его за это.

           Вспомните, как умиляют нас самостоятельные выводы ребенка, что, например, «Лена послушная девочка, она старалась-кушала в детском садике, а Филипп плохой, он стрелял из пистолета». В этих рассуждениях усматривается достаточно обоснованная оценка поступков других деток, которая сложилась благодаря предыдущему опыту и объяснениям значимых взрослых. На базе подобных умозаключений о поведении других закладывается основа морально-нравственной сферы человека.

           Более того, учась правильно понимать и оценивать поведение других деток, ребенок начинает критично воспринимать себя и свое поведение. Исходя из собственных поступков, малыш услышит обращенные к нему похвалу или порицание взрослых, а это, в свою очередь, даст начало формированию самооценки и самоконтроля поведения.

           В процессе ознакомления и изучения окружающего мира предвидеть все жизненные ситуации в принципе невозможно, а ситуаций, которые могут быть потенциально неясными ребенку, очень много. Дети неподготовлены к первым встречам с различными сторонами окружающей действительности, и это нормально. Однако, в ряде случаев освоение нового сопровождается негативом: маленьких детей легко испугать! Испуг ребенка — «острый угол» в формировании эмоциональных реакций. Поэтому рассмотрим вопросы «Отчего бывает испуг у маленьких детей, и как помочь, оказать адекватную помощь ребенку?».

           Как правило, детский испуг вызывают неожиданные сильные стимулы, которые понять в тот момент ребенок просто не успевает. Например, неожиданное мурлыкание кошки не испугает малыша, а вот неожиданно громкий лай собаки — может. Дети могут испугаться молнии, фейерверка, крика в подъезде, неожиданной картинки на экране телевизора… Важно отметить, что испуг — это временная реакция на некоторую ситуацию. За испугом может последовать боязнь чего-то, повышенное эмоциональное возбуждение или другие негативные реакции. Наши рекомендации позволят исключить подобные явления или же хотя бы их снизить. Предложенный поэтапный алгоритм оказания помощи рассчитан на купирование острого эмоционального состояния ребенка и постепенное снижение напряжения от испугавшего объекта.

           Что переживает ребенок при испуге? Кратковременное чувство страха, непонимание и незащищенность. Поэтому первое, что необходимо предпринять родителю — создать телесное безопасное пространство. Это очень просто:

  •  Возьмите малыша на ручки, обнимите, погладьте по спинке. Можно приговаривать: «Мама с тобой, папа рядом», и пр.  
  • Спросите о чувствах малыша: «Ты испугался собаки?». Конечно, Вы знаете, чего именно испугался Ваш ребенок, однако, сам вопрос даст понять, что Вы сопереживаете, и ребенок уже не один наедине со своим страхом. Не старайтесь в этот момент давать рациональные объяснения, что, например, собачка находится за забором и пр. (вернитесь к объяснениям на следующий день, когда ребенок будет более спокоен). Далее можно уточнить: «Ты думал, собака может укусить тебя?». Не страшно, если ребенок снова расплачется — он переживает этот опыт снова, но уже в защищенной обстановке, вместе с Вами.
  • Скажите ясно, утверждающе, ЧТО именно произошло: «Во дворе громко лаяла собака», или «Да, громко ударила молния, на улице идет дождь», или «В подъезде громко крикнул мальчик, он баловался» и т.д. Это рассеет неясность и подчеркнет «нормальность» произошедшего явления. Если же ребенок испугался укола в поликлинике, не следует снижать значимость ощущений, говоря, «совсем не больно». Скажите лучше перед процедурой: «Да, будет немного больно, придется потерпеть».
  • После этого Вы как родитель, а следовательно, главный защитник, должны проявить «активную защиту» от пугающего стимула. Продемонстрируйте, как Вы «наказываете» собаку, скажите громко и грозно в окно (если Вы уже дома): «Собака, больше не гавкай на Алешу, Ну-ну-ну!!!», пригрозите кулаком. Возьмите телефон и позвоните «хозяйке» собаки, чтобы она наказала собаку и «сегодня не давала ей косточку». Завершите ситуацию словами: «собачка больше не будет тебя пугать, мы ее наказали». Такие проигрыши наказаний необходимы для трансформации чувства обиды от произошедшего в чувство защищенности. Не стыдитесь своей игры, ведь для ребенка пережитый страх более чем реален. Спустя некоторое время, можете откорректировать вынужденные педагогические погрешности и рассказать, что собачка исправилась и больше не будет лаять.  
  •           Каких действий и слов с Вашей стороны следует избегать? Не вините ребенка в возникшей ситуации («Сам туда побежал, мама говорила, не лезь и т.п.»). Ваши обвинения вызовут лишь дополнительную обиду и усилят чувство незащищенности. Не произносите фразы типа: «Ты же девочка, посмотри какая ты некрасивая, когда плачешь», «ты же мальчик, а мальчики не плачут, надо быть сильным. Выражение эмоций — это основной и первый шаг для купирования эмоционального потрясения, не блокируйте его. Возможно, ребенок, успокоившись, еще будет многократно возвращаться к пережитому опыту, но уже в спокойной обстановке, не останавливайте его. В такой атмосфере можете рационально давать объяснения. Чем больше будет воспоминаний, тем быстрее произойдет привыкание и снизится тревожность у ребенка. Таким образом, с помощью взрослого происходит регуляция эмоциональной сферы.

          В заключение отметим, что рассмотренные выше вопросы психологии ребенка описываются одним замечательный обобщением — приобретение ребенком любого навыка, самооценки, эмоциональной регуляции происходит вначале во вне, вместе со взрослым, а затем трансформируется внутрь, становясь частью личности растущего человека (принцип интериоризации сформулирован советским психологом Л.С. Выготским).

    Желаем Вам удачи!

    Ольга Бабичева,  психолог Центра развития и коррекции речи»Lalio»

     

    Author

    Write A Comment