Несмотря на то, что пальчики и язык, находятся на определенном расстоянии друг от друга и выполняют разные функции, они тесно связаны между собой. Потому что нервные центры пальцев рук и речевые центры в головном мозге находятся рядышком. Манипулируя, играя, воздействуя на мелкую моторику пальцев одной-двух рук, мы таким образом посылаем импульсы в головной мозг обеих полушарий, мы волшебным образом стимулируем развитие речи. А как можно эффективно и без особых усилий развивать пальчики ребенка? Конечно, с помощью игрушек!

          Малыш овладевает собственными руками не сразу. Сначала он их у себя обнаруживает — что-то мелькает перед глазами, а еще иногда царапается, когда вовремя ногти не подстригут. После чего руки сначала пробуются на вкус, а еще интересно, поместится ли целый кулак в рот. А потом начинаются творится настоящие чудеса, ведь с помощью рук можно что-то притянуть, достать, схватить, удержать. И самое главное, погладить, пощупать, обнять. А сколько вокруг мелких предметов! Как хочется их всех зажать в кулачок, или разбросать по всей комнате. С каждым новым испытанием крепнут пальцы, и руки становятся настоящими помощниками для ребенка.
         Для знакомства малыша с пальчиками, можно предложить следующую игру, используя элементы массажа (когда ребенок подрастет предложить самомассаж). Вращательные движения по фалангам пальчиков от мизинчика к большому одной, затем другой руки.

Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинный,
Этот пальчик сильный,
Этот пальчик толстячок,
А все вместе в кулачок.

          Двигаясь по ладошке можно использовать мячик с колючками, каштан, орех, проговаривая: 

Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
И по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Он бежит туда-сюда,
Тебе щекотно — да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В темный лес, где ты живёшь.

          Такие упражнения с пальчиками увлекают и побуждают к взаимодействию со взрослыми даже самых маленьких крох. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает больший эффект (включаются слуховой, зрительный речевой и кинестетический анализаторы). Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта, увлекают и побуждают его к общению.

          Необыкновенно привлекательными являются изобразительные игры с красками. Они позволят крохе собственноручно и, главное, довольно быстро получать результат своих художественных импровизаций.
Динамическая пальчиковая игра
даёт возможность отрегулировать механизм регуляции тонуса и сокращения мышц.

О-хи-ох. О-хи-ох.
До-ста-ёт И-ван го-рох

Опускаем в зеленую краску кончики всех
пальцев обеих рук и одновременно, в быстром темпе
печатаем на листе в такт стихам округлые пятна:
сначала большими, потом — указательными,
средними, безымянными и мизинцами.

О-хи-ох. О-хи-ох.
Рас-ка-тил-ся весь го-рох.

Движения и темп повторяются,
но в обратном порядке: от мизинца к большому. 

У-хи-ух. У-хи-ух.
Со-би-рал го-рох пе-тух.

Сухими, чистыми кончиками пальцев
обеих рук (от больших пальцев до мизинцев
поочередно) имитируя сбор горошин.

Ы-хи-их. Ы-хи-их
Го-рох кле-вал он за дво-их!

Выполняем имитацию сбора горошин от мизинца
с большим пальцем обеих рук.

           Очень полезны одновременные действия руками, которые сопровождаются стихами и согласуются с ритмом стихотворения. Речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Движения рук без остановки, направляемое ритмом стихотворения, дарит малышу радость и обеспечивает необходимую умственную и мускульную тренировку.

           «Ай лю-ли!»

           Перед началом игры на равном расстоянии от каждого игрока ставится игрушечная лошадка.

 Ай лю-ли!

На первый слог партнеры хлопают в ладоши,
на второй и третий слоги касаются друг друга
противоположных рук (один правой, другой левой)

 Ай лю-ли!

На первый слог партнеры хлопают в ладоши,
на второй и третий слоги касаются друг друга
ладонями противополжных рук (один правой, другой левой)

 На лу-гу ко-ней пас-ли

На первое слово партнеры хлопают в ладоши,
на второе слово — совершают перекрестный хлопок и т. д.

— Белый

Первый партнер произносит слово и на каждый слог хлопает в ладоши.

 — Се-рый

Второй партнер произносит слого и на каждый слог хлопает в ладоши.

 — Во-ро-ной

Оба партнеры произносят слово и на каждый слог одновременно хлопают в ладоши

 — Где е-ще о-дин, гне-дой?

Первый партнер задает вопрос.
При этом он вытягивает вперед руки и на каждый слог ударяет
ладонями по ладоням второго партнера, который держит их перед собой.

— Я не ви-дел.

Второй партнер произносит ответ,
при этом на каждый слог хлопает в ладоши и оставляет ладони рук сложенными перед грудью.

 — Я ви-дал!

Первый партнер произносит свое утверждение, при этом на каждый слог хлопает в ладоши и оставляет ладони рук сложенными перед грудью.

— В поле конь тот ускакал!

Оба партнеры вместе произносят эти слова и по их окончании стараются схватить игрушечную лошадку. Тот, кто оказался быстрее, выиграл.

           Когда малыш дорос до стола или маминой кухни, развиваем мелкую моторику бытовыми действиями. Нарезам овощи и фрукты понарошку, а можно и по-настоящему. На верёвочку вывешиваем папины платочки, свои носочки, закрепив прищепками. Пересыпаем крупы из разных емкостей. И вообще можно отправиться на поиски сокровищ (используем бассейн из сыпучих круп). Если действовать двумя руками сразу, открываются новые возможности и новые банки, бутылки, коробки, секреты. С помощью соотносящих движений правой и левой руки формируются связи между правым и левым полушарием, что развивает психику ребёнка в целом.

          Пуговицы, застежки, шнурочки — тоже отличные помощники в развитии тонких движений пальцев рук. Только надо удержаться от желания лишний раз помочь малышу, сделать посильную работу за него, облегчить жизнь с помощью липучек (Дополнительно о развитии мелкой моторики здесь).

          Основная нагрузка на мышцы рук детей происходит в период подготовки руки к письму и в процессе обучения правописанию. Главная задача взрослых — чередовать виды деятельности и отдых, сделать рутинные, повторяющиеся действия более интересными, привлекательными для ребенка. Для этого идеально подходит моделин. Лепим колбаски, шарики, фигурки. А чтобы ребенок не путал элементы букв, можно использовать упражнения с трафаретом. С помощью раскрасок, штриховок, аппликаций можно заодно развивать речь, мышление, логику и воображение.

          Хорошим помощником может стать спирограф. Используя цветные ручки ребёнок учится правильно удерживать, зажимая пальчиками ручку. Малыш развивает волевые качества, вращательно-круговые движения кисти руки, зрительный контроль, самоконтроль, который так необходим в обучающем процессе на занятиях.

         Самое главное, все должно быть в удовольствие.

 

Галина Черкашина, логопед Центра развития и коррекции речи «Lalio»

 

           Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Author

Write A Comment