Каждый год первоклассниками становятся сотни тысяч детей. Каждое 1 сентября взволнованные первоклашки, их мамы, папы, бабушки и дедушки с большими ожиданиями шагают в новую, взрослую школьную жизнь. Конечно, в основном, все ожидают радости новых открытий, новых друзей, новых возможностей маленького, но уже взрослого человечка.
Вместе с тем, каждый год тысячи и тысячи родителей сталкиваются с тем, что ребенку в школе не нравится, идти туда ему не хочется, а выполнение домашних заданий становится трудностью, обузой и головной болью родителей.
Сейчас очень много родителей понимают, что существует проблема адаптации ребенка к школе, что есть дети, которые готовы к школе, и те, кто не готов. Очень многие стараются посещать специальные занятия по подготовке ребенка к школе, водят на педагогические и психологические тестирования перед тем, как пойти в первый класс (и это правильно!) И все равно проблема остается. Почему? Попробуем разобраться.
1. Случай первый. Ребенок целыми днями посещает занятия, готовится «облегчить» себе школьный путь, сгладить потенциальные трудности обучения. В итоге, для важнейшей, обязательной для 5-6-тилетнего ребенка ИГРЫ (психологи говорят «игровой деятельности») времени не остается. А родители, которые после работы водят ребеночка по занятиям, ожидают там по нескольку часов, играть в остальное время уже не способны (и это понятно!). Вот и получается, что, вроде бы еще и не школьник, но уже с навязанной учебной деятельностью ребенок, недополучает необходимого: ИГРАТЬ. Именно в игре развивается ребенок до 6-7-ми лет. Именно в игровой деятельности он органично развивает свои воображение, внимание, память, мышление, речь и, важно, произвольность (то есть владение волей, умение самому регулировать свое поведение).
Поэтому, важно, очень важно, оставлять время для игры, и более того, взрослому стоит организовывать игру ребенка. В рассматриваемом нами случае, это должны быть сюжетно — ролевые игры (в которых у детей есть роли, и они следуют определенному сюжету), а также игры с правилами (подвижные, настольные и т.д., где ребенок учится соблюдать правила и подчинять им свое поведение).
2. Случай второй. Пяти- или шестилетка с удовольствием ходит на занятия по подготовке к школе, быстро схватывает буквы, цифры, учится хорошо читать. Все это делает и дома, повторяет пройденное, гордо демонстрирует родителям. Дома все радуются: «Какой способный ребенок!» и предвкушают отличные отзывы учителя…А в школе, походив 2-3 недели, заявляет, что там неинтересно, и больше ходить туда не хочет. Уроки делаются с боем, настроение ребенка при этом маму удручает.
Достаточно частый случай, когда новое для ребенка было интересно, а по второму кругу — уже не очень. Да и детей больше, да и учитель не уделяет столько внимания, да и уроков уже несколько, а не один…
Зачастую такие детки, придя в школу, начинают «почивать на лаврах», так как многое уже умеют по сравнению с другими, и пропускают вначале крупицы новых знаний, умений, а потом уже и больше.
Единственный возможный совет родителям: в стремлении подготовить не перегрузите ребенка! Пусть он знает не так много, но хочет узнавать больше. Если ребенка захвалить до школы, то, придя в класс, он и будет ожидать повышенного внимания, благосклонности, комплиментов учителя. Как тут не огорчаться, когда вдруг вся похвала не только ему!
3. Случай третий. Ребенок вроде бы и способный, и в школу ходить хочет, но вместе с хорошими оценками или похвалой по поводу обучения, от учителя звучит много замечаний по поводу поведения, невнимательности, ухудшения работоспособности к последнему уроку.
Это классический случай, когда ребенок к школе был не готов. Он просто не способен удерживать длительное время внимание на объяснениях учителя, становится легко отвлекаемым, требует отдельного внимания и контроля учителя. Да, буквы и цифры все знал, возможно, уже даже складывал и умножал в уме, и книг перечитал уйму. Но, вместе с тем, усидчив 15-20 минут, т.е. ровно половину урока. Задачу по математике в начале урока решает великолепно, а в середине или конце — с трудом или пропуская существенные детали. А дома или решает опять хорошо, или отказывается делать то, что уже делал легко.
При этом в подготовительной школе, где требования обычно снижены по сравнению со школьными, мог учиться очень хорошо, и учиться с удовольствием. И на тестировании, когда педагог задавал вопросы, отвечал легко. И у психолога за 15 минут показал замечательные результаты, всем живо интересовался.
В таком случае родителю стоит понаблюдать за занятиями, дома, способен ли ребенок «высиживать» 25-35 минут, пусть со сменой деятельности, но не значительной. Способен ли к концу этого времени опять выполнять задания взрослого, иногда и неинтересные. Или за 30 минут занятия, вначале ребенок включается, делает все хорошо, а затем: «Сережа, внимательнее!», «Сережа, ты куда полез!», «Сережа, мы сейчас не то делаем!», «Сережа, пишем, а не рисуем!» и т.д. Представьте только, каково такому ребенку будет в школе?
4. Случай четвертый. Ребенок в школу пошел после вердикта педагогов и психологов «Готов к школе, принимаем». А дальше у ребенка начались проблемы. Зачастую здесь дело совсем не в профессионализме учителей и психолога. А в том, что только в школе у ребенка формируется учебная деятельность, и предугадать, пойдет ли ее формирование тем или не тем путем, можно не всегда. Но все же родителям стоит знать основные моменты, которые отражают риск неуспешности ребенка в школе.
Найдите возможность понаблюдать за своим ребенком на подготовительных занятиях или поговорите с педагогом по поводу следующих моментов:
- работает ли ребенок и самостоятельно, и в присутствии педагога, практически одинаково эффективно? Есть дети, для которых внимание педагога наполнено определенным смыслом: он ученикбудущий ученик. И на занятия он ходит не для того, чтобы чему-то научиться, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым. Такой ребенок особенно значительно рассказывает всем, что уже ходит в школу (часто так родители называют и занятия по подготовке к школе) или скоро пойдет в школу. Одновременно с этим, о самих занятиях рассказывает с заметно меньшим интересом. Часто, если учитель в начале занятия обратил внимание на такого ребенка, «школьник» включился легко. Если же нет — просидел без дела до конца, или же пока его «не включили».
- если ребенок быстрее других справляется с заданием, соблюдает ли он дисциплину? Или же будущий школьник встает, ходит по комнате, переключается на другие занятия, мешает другим детям. Если в первом классе такой ребенок столкнется с жестким или резким учителем, то при таких особенностях есть большой риск того, что ребенок станет злостно нарушать школьную дисциплину, что приведет к дальнейшему нарастанию дезадаптации ребенка.
- включается ли ребенок легко именно в игровые, развлекательные задания, а «скучные» игнорирует, или ведет себя «нестабильно»: то активно включается, то вдруг «выпадает» из занятия? Такие дети тоже могут мешать на уроке, вставать с места, ходить по комнате. Скорее всего, ситуация обучения является для ребенка по сути еще игровой. Когда она напоминает игру, ребенок с радостью «играет», когда она становится для него не слишком интересной, то переключается на что-то иное. Такие дети меньше всего готовы к школе, так как характеризуются игровым подходом к учебе, а это значит, что они еще не могут воспринимать по-настоящему учебные задачи! При этом, их интеллектуальное развитие может быть насколько угодно высоким, но они еще не способны следовать школьным нормам и правилам, настроены на игру и не могут произвольно (сознательно прилагая усилия, по своей воле) управлять своим поведением. Лучше такого ребенка оставить на год в детском саду (если есть такая возможность), и скорее всего, он «дозреет» до школы, то есть доиграет и будет готов к учебе. Если же отдать такого ребенка в школу, то надо помнить, что ни учитель, ни родитель строгостью не добьются желаемого (ребенок воспримет это как условия новой, пусть и неприятной, игры). Лучше всего — всеми средствами поддерживать непосредственный интерес к школьной жизни.
- ведет ли себя ребенок в присутствии педагога особенно робко, теряется, когда педагог обращается непосредственно к ребенку, и, вместе с тем, послушно и старательно выполняет задание, когда на него не обращают особого внимания? Пристальное внимание уделяет формальной стороне (писать буквы ровно через 2 клеточки, отступить такие-то поля и т.д.)? Внешне такие ученики выглядят почти идеальными, так как ничего не забывают, очень аккуратно выполняют задания. Но обычно такие дети достаточно пассивны и при этом очень чувствительны к отрицательной оценке учителя, что усложняет их жизнь в школе. Родителям же стоит поощрять самостоятельность, объяснять ребенку новые правила, вместо того, чтобы требовать слепого подчинения, хвалить за попытки рассуждать и задавать вопросы.
- ребенок мало играет со сверстниками, а его внимание направлено на педагога? Все новое показывает не детям, а учителю? Проблемы с детьми решает только с помощью педагога (жалуется, просит сочувствия или жалости), успокаивается только при внимании взрослого? Такие дети обычно показывают великолепные результаты при непосредственном контакте со взрослым (помните ситуацию предшкольного тестирования?). В классе, в присутствии других детей делают все, чтобы обратить на себя внимание учителя, могут не начинать работу без особой, личной просьбы педагога. Конечно, в школе таким детям приходится очень трудно. Даже если их знания и навыки на очень высоком уровне, без непосредственного общения с учителем ребенку их сложно проявить. Также дети такого типа испытывают большие сложности и в общении со сверстниками, что затрудняет адаптацию к школе.
В общем, причин для трудностей вхождения ребенка в школьную жизнь может быть множество. И только взвешенный родительский подход, видение реального ребенка (а не набора его знаний) поможет избежать сложностей в адаптации ребенка к школе.
Учитесь легко и с радостью!
В статье использованы материалы издания «Готовность ребенка к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов» под ред. В.В. Слободчикова. Группа авторов: Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н., Венгер А.Л., Сушкова Е.Ю. Томск, «Пеленг», 1992 г.