Устную речь ребёнок усваивает в большей мере самостоятельно, в основном по подражанию. Тогда как письменную речь необходимо формировать на базе устной речи в процессе обучения.
Письменная речь состоит из ряда процессов, которыми ребенку необходимо овладеть.
Во-первых — фонематический слух ребенка должен быть хорошо развит. А именно необходимо уметь различать звуки речи. Например: согласные звонкие — глухие, мягкие — твёрдые, свистящие — шипящие. Схожие по звучанию, такие как: [п]-[б], [в]-[ф], [г]-[х].
Во-вторых — речь должна быть без дефектов, а звукопроизношение соответствовать норме. Потому что при написании букв, слогов и слов ребенок первого класса диктует себе, что именно ему необходимо написать. Такое проговаривание очень важный процесс. Ведь именно в 1-м классе идет освоение письменной речи.
Далее следует процесс перевода фонем в графические знаки. Ребенок «услышал» слово, «проговорил» его и перевел в графическое изображение — «букву». На первый взгляд это очень просто. Но только на первый взгляд. Такой процесс очень сложный.
Ребёнку необходимо вспомнить и узнать букву, которая соответствует данному звуку. А все буквы состоят из похожих или одинаковых элементов. Тут трудности возникают у детей с нарушением оптико-пространственных представлений (это способность воспринимать пространство). Они путают написание таких букв, как «П» — «Н», «и» — «у». При написании выходят за линии и не помещаются в установленных границах.
В процессе написания буквы необходимо задействовать мелкую моторику. Движение руки и пальцев должны быть синхронными и плавными. Ребенок должен контролировать свои кинестетические ощущения (ощущения от рецепторов, расположенных в мышцах которые передают ощущения движения и относительного положения частей тела); — кинетические ощущения (ощущения во времени). Поэтому до поступления в школу родителям необходимо уделить особое внимание развитию мелкой моторики ребенка.
Что бы процесс освоения письма протекал нормально, у дошкольника должен быть сформирован языковой анализ и синтез. Первокласснику необходимо уметь определять порядок звуков или слогов в слове. Так же место звука или буквы и количество звуков в слове.
Если данная функция у ребёнка не сформирована, то могут наблюдаться следующие виды ошибок на письме:
● могут пропускаться гласные или согласные буквы в слове (например: привет — «пивет», столько — «стоко»);
● слоги в слове могут меняться местами (например: пока — «капа»);
● добавление букв или слогов (например: Маша — «Машаш», мама — мамам);
● в словах не дописываются окончания (например: грузовик — «грузов»);
● слитное написание слов, предлогов со словами.
Если все выше перечисленные навыки и умения небыли сформированы до поступления в школу. А так же не корректируются в течение первого года обучения, то это приведет к таким нарушениям как: дисграфия, аграфия и дислексия.
Терпения Вам, заботливые родители. Пусть этап освоения письма будет легким и увлекательным процессом !
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись