Народная мудрость гласит: «Хочешь узнать человека — поговори с ним». Наша речь — визитная карточка. Речь человека развивается уже с рождения, когда ребенок начинает слышать, данным ему природой слухом, не только разные шумы и звуки, но и человеческую речь. Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. В настоящее время нарушение слуха, каким бы тяжелым оно не было, не является непреодолимым препятствием для обучения ребенка речи. Самое главное — вовремя выявить, правильно диагностировать и компенсировать нарушение слуха. Наиболее благоприятным периодом для овладения речью считается возраст от 7-12 месяцев до 3,5-4 лет (этот период называется «возрастом слуха»). Ребенок должен быть грамотно слухопротезирован в возрасте до 6 месяцев (в случае врожденной потери слуха) или на протяжении 6 месяцев (после наступления снижения слуховой функции), и в дальнейшем регулярно заниматься с сурдопедагогом.
Руководство к действию
Если у родителей появились подозрения, и им кажется, что малыш ведет себя «не так, как другие дети», нужно немедленно обратиться к специалисту. Он проведет первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где малыш будет более тщательно обследован. Иначе, можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание будет гораздо сложнее. Как только врач установит диагноз нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация.
Как проводить занятия?
Развитие устной речи
Для игр с не слышащим ребенком не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространенные игрушки — куклы, машины, зверюшки, кубики и так далее. Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить ее к губам, помещая на уровне подбородка (чтобы малыш видел артикуляцию), и называть игрушку простым словом-звукоподражанием, например: ляля, би-би-би, ав-ав, мяу. Ребенок воспринимает эти слова с помощью зрения и остатков слуха, поскольку носит слуховые аппараты. Ежедневно повторяющаяся ситуация с использованием этих игрушек, но в разных игровых действиях приведет к тому, что малыш произнесет какое-то слово сам. За первым появится второе, третье … Произношение может оказаться неточным, приближенным, но это неважно — главное, что кроха начнет обозначать названия предметов с помощью речи.
При развитии разговорной речи надо обращать должное внимание на её эмоциональность и выразительность. Надо давать детям образец для повторения, следить за тем, чтобы ребёнок менял интонацию при вопросительном или восклицательном предложении.Одним из важных факторов, побуждающих ребят к развитию разговорной речи, будут общие мероприятия, такие как походы в музеи, праздники дома и в школе, дни рождения, чаепития.
У детей возникает потребность в общении, как на самом мероприятии, так и после него. Им хочется обсудить прошедшее событие, выразить своё отношение к увиденному или услышанному на экскурсии.
Сейчас в век ИТК и при наличии возможности написать сообщение по телефону, у детей возникает желание написать кому-нибудь сообщение. И это нужно поощрять, помогая ребенку в построении фраз.
Обучение чтению
Помимо устной речи, важно научить малыша чтению. Маленьким детям можно предложить таблички со словами, написанными печатными буквами. Сначала дети воспринимают слова целостно, их не учат отдельным буквам, они не читают слоги. Чтение с первых шагов становится для них осмысленным процессом: за каждым словом стоит представление, образ. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы детишки понимали речь, ведь прочитать или повторить сказанное другим человеком — это не значит понять.
Обучение письму
Писать можно при помощи фломастеров печатными буквами на альбомных листах, доске. Также гуляя на улице писать на асфальте, песке, заинтересовывая ребенка в прописывании букв и последующим проговариванием написанного.
Развитие слухового восприятия
Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не дает должного эффекта — детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20—30 минут в течение многих лет.
Обучение письму
Писать можно при помощи фломастеров печатными буквами на альбомных листах, доске. Также гуляя на улице писать на асфальте, песке, заинтересовывая ребенка в прописывании букв и последующим проговариванием написанного.
Развитие слухового восприятия
Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не дает должного эффекта — детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20—30 минут в течение многих лет.
Обучение письму
Писать можно при помощи фломастеров печатными буквами на альбомных листах, доске. Также гуляя на улице писать на асфальте, песке, заинтересовывая ребенка в прописывании букв и последующим проговариванием написанного.
Развитие слухового восприятия
Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не дает должного эффекта — детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20—30 минут в течение многих лет.
Учимся полноценному общению
Итак, дети научились говорить, хотя речь их своеобразна и часто напоминает иностраннную. С аппаратами им гораздо легче понимать окружающих людей, уже в дошкольном возрасте они умеют читать и писать. И тем не менее, малыши по-прежнему не участвуют в играх с другими ребятами. Почему это происходит? Скорее всего, взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни ребенка и не задумываются о его месте в микросоциуме. А думать об этом нужно с момента начала занятий. Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребенка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Ведь причиной. Дети с нарушением слуха могут овладеть разговорной речью и успешно общаться с окружающими людьми.Но для этого нужна постоянная, систематическая работа ребенка, родителей и сурдопедгога.
этого является снижение слуха, а не какая-то страшная заразная болезнь. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребенку. Родителям полезно, время от времени приглашать слышащих детишек к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры.
Воспитываем самостоятельность
Постепенно из относительно узкого круга знакомых ребенок переходит в значительно более широкое пространство. И семья должна правильно подготовить этот переход. Сначала малыш просто идет в магазин вместе с родителями, и они включают его в процесс покупки. Например, папа платит деньги, а сын или дочь получает от продавца товар. Позже ребёнку предстоит отправиться за покупками самому. Предварительно родители должны обсудить и проговорить с ним тот словарь, который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь. Чтобы новое проявление самостоятельности оказалось успешным, родителям лучше заранее предупредить продавца о том, что к нему придет не слышащий малыш. В этом случае ребенка правильно поймут, а не сделают замечание за неправильное произношение. Поскольку теперь около наших домов расположено много магазинчиков, то жители района и продавцы, как правило, знают друг друга. Поэтому договориться будет не так уж сложно. Постепенно ребенок освоит близлежащие торговые точки и новые для него формы поведения.
Детям с нарушением слуха, независимо от степени поражения функции, необходима своевременная адекватная реабилитация, а именно, протезирование современными цифровыми слуховыми аппаратами и сурдопедагогическое сопровождение. Своевременная коррекция нарушения слуха делает возможным полноценное развитие ребенка и определяет возможность обучения ребенка с нарушенным слухом в массовых школах наравне со своими ровесниками.
Удачи Вам и Вашим малышам во всех начинаниях!
Источник: http://www.7ya.ru/article/Gluhoj-ne-znachit-izgoj/