Речь является очень важным этапом в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь малыша затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

            К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно, становятся мнительными, неохотно идут в детский сад, а затем и в школу. У них возникает чувство ущербности. Стоит пояснить сказанное примерами:

  • Воспитатели отмечают, что «дети с недостатками произношения» значительно медленнее усваивают программный материал. Перейдя в школу, часто с трудом овладевают грамотой — плохо читают, пишут. Воспитатели и товарищи не всегда их понимают, переспрашивают, часто недооценивают их знания. Случается , что таких детей ошибочно относят к неспособным и даже к умственно отсталым

    Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать в слух и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

     Родители часто задаются вопросом: пора ли появиться звуку или еще рано?

     Даже при нормальном речевом развитии, ребенок далеко не сразу овладевает нормальным произношением. Предлагаю обратить ваше внимание на ниже представленную таблицу, чтобы получить возможность следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков.

 

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА

 

 

1-2 года

 

2-3 года

 

3-5 лет

 

5-6 лет

 

ЗВУКИ

И Ы У

Ф В

Т Д Н

К Г Х Й

Ш Ж

Ч Щ

Р

      Неточное произношение у детей в возрасте до 3-4 лет естественно — это так называемоевозрастное косноязычие (при нормальном развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Все нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, которые необходимо корригировать.

       Категорически запрещается подражать неправильному произношению ребенка — «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете малыша возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляет искаженно произношение. С детьми необходимо говорить всегда правильно, и таким образом, давать ребенку речевой образец для подражания.

     К сожалению, не все родители понимают важность этого. Они «сюсюкают» и считают, что со временем ребенок сам все начнет говорить правильно, без чьей-либо помощи. Однако, часто без помощи специалиста этого невозможно достичь. Так как не все дефекты речи явные, фонематические и лексико-грамматические нарушения не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако, именно они влияют на усвоение программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить коррекционные занятия с логопедом.

     Зачастую, родители не всегда относятся к этому серьёзно, ссылаясь на свою занятость и нехватку времени. И как следствие, непосещение, либо нерегулярное посещение занятий детьми, что не дает тех результатов, которых можно было ожидать.

       А вот когда ребенок поступает в школу, очень часто благоприятное время для исправления недостатков речи уже бывает упущено, приходится затрачивать гораздо больше времени и сил. Исправлять дефекты намного труднее и с каждым годом шансы сокращаются. Так как исправление дефектов во 2 классе идет лучше и быстрее, чем в 4-ом, а в 1-м классе лучше и быстрее, чем во 2-м.

      Если вы хотите, чтобы ребенок, став взрослым, достиг в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем — тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно и грамотно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым следует прекратить критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку, подать правильный пример. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь — заслуга, прежде всего семейного воспитания и окружения ребёнка. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов речи.

      Дорогие родители! Прекратите оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас еще время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этой возможностью с пользой.

 

 

Литература:

  • Крутий Е.Л. Волшебная логопедия. — Д.:Сталкер, 2000.

  • Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. — М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.

  •  

    Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт) 

    Author

    Write A Comment